Надежда на власть, конкуренцию и горожан

Тамара Коркина

С 15 июля проезд в городских маршрутках и автобусах подорожает на три рубля. Стоимость соответственно составит 23 и 21 рубль

Прокомментировать  подорожание редакция попросила главного специалиста отдела организации транспортного обслуживания  населения города комитета городского хозяйства Евгения Каращука и предпринимателя, председателя простого товарищества, обслуживающего  маршрут №46м, Виктора Крона.

- Евгений Викторович, начнем с вас. Вижу, вы вооружились законами, информационными выкладками. Насколько неизбежным было решение увеличить стоимость проезда, кто его принимал?

- Начну с того, что нынешняя стоимость проезда - 20 рублей для маршруток М2 и 18 рублей для автобусов категории М3 - была установлена постановлением Региональной тарифной комиссии от 26 января 2017 года.

Сейчас действует Федеральный закон № 220, дающий перевозчикам право самим устанавливать стоимость проезда. При администрации города  работает Общественный совет по вопросам организации транспортного обслуживания населения. В него входят перевозчики, представители товариществ. Они и представили расчет экономически обоснованной себестоимости перевозок пассажиров, сложившейся на сегодняшний день.

- Виктор Владимирович, вы же член Общественного совета? Расскажите, что и как было.

- Впервые перевозчики заговорили о повышении стоимости проезда в городском транспорте в декабре 2017 года. Тогда мы направили уведомление в  комитет городского хозяйства, сообщив, что с 1 февраля 2018 намерены поднять  стоимость поездок на 2 рубля - 22 рубля в маршрутке и 20 рублей  в автобусе. Но к нам обратился глава города, его первый зам с просьбой оставить стоимость проезда прежней. Привели веские доводы, мы пошли навстречу городской власти. Никто из нас и предположить не мог, что в мае текущего года, практически в течение месяца,  стоимость одного литра топлива подорожает почти на пять рублей! Перевозчики работают кто на дизельном топливе, кто на газе, кто на бензине - стоимость топлива поднялась для всех в целом на четыре с лишним рубля. И снижения, несмотря на то, что повышение имело широкий общественный резонанс, не произошло и, думаю, не произойдет. Скорее будет еще повышение.

В разговор вступает Евгений Каращук:

 - Мы ведь понимаем,  что тариф должен позволять коммерческим перевозчикам обновлять подвижной состав, повышать качество перевозок с учетом растущих расходов на горюче-смазочные материалы, вести техническое обслуживание и ремонт машин, уплачивать налоги, своевременно выплачивать заработную плату водителям. Перевозчик должен быть обеспечен топливом, шинами, запасными частями и так далее. Не сбросишь со счетов и  то, что  существенно  повысилась стоимость самих автомобилей, что значительно вырос минимальный размер оплаты труда. Если на 1 января 2016 года он составлял 6204 рубля, то с 1 мая 2018 года -11163 рубля.  Увеличение составило 4959 рублей, или более 70 процентов, и это хорошо, но людям ведь надо из чего-то платить. Перевозчик не может работать себе в убыток, это всем ясно.

Читайте также: Онлайн-кассы позволяют покупателям получать чек в электронном виде.

 Мы проанализировали цены по соседним регионам. Если в  Ставрополе проезд в маршрутке на сегодня 20 рублей, то в Краснодаре - 26, в Ростове - 24, в Новороссийске - 23, в Сочи - 22 рубля и так далее. Так и сформировалось у перевозчиков общее мнение, что тариф необходимо повысить, иначе не выжить. К тому же последнее повышение было в начале 2017 года, с 1 февраля.

- Давайте поговорим о том, что волнует всех горожан, - о подвижном составе. Маленькие желтые «Газельки»,  в которые можно войти только согнувшись, сегодня уже никого не устраивают. Тем более что на улицах города появились современные комфортные машины, которые бегают, например, по маршруту №48. 

Виктор Крон:

- Вы ведете речь о марке «ГАЗель-Некст», которая выпускается тем же Горьковским заводом.  Он производит две подобные модели. Такие машины работают на многих городских  маршрутах. На 46м в свое время, в 2011 году,  была убрана последняя «Газель» старого образца. И мы были единственным маршрутом в городе, где работали только иномарки. Действительно, и администрация города, и горожане хотят видеть на улицах  Ставрополя  только современные удобные автобусы. Но замена старых машин на новые идет трудно, процесс этот сложный. И проблема не только в том, куда девать такое  огромное количество старых машин. На сегодня самая дешевая «ГАЗель-Некст» стоит от полутора миллионов рублей и выше. С такими расходами и заработками люди будут не в состоянии просто взять и поменять машину. Это одна сторона. А вторая - такого количества новых машин нет  не только в Ставрополе, но и в регионе.

-Чего, казалось бы,  проще в век рынка - дать заявку заводу-изготовителю и ждать.

Виктор Крон:

- У завода свои определенные возможности, мощности, и, как правило, машин в наличии у него нет. То есть многое упирается в завод-изготовитель. Импортные машины есть, но их стоимость - от 2,2 миллиона рублей. В свое время я покупал «Мерседес» за столько, сколько сейчас стоит «ГАЗель». 

По нашим улицам еще бегают «пазики» в возрасте 20-30 лет. Законодательно возраст автобуса ограничен только для перевозки детей - не старше десяти лет. И все же  главная надежда - на конкуренцию, на то, что плохой транспорт будет вытесняться как маловостребованный. Человек всегда предпочтет удобный автобус. Пока старых машин в Ставрополе - около 30-35 процентов. Но жизнь заставит их уйти с улиц города.

- Евгений Викторович, что вы можете добавить к этому ?

- Должен сказать, что, несмотря на трудности, планируется полное обновление парка муниципального транспорта. Перед нашим комитетом поставлена задача составить графики по замене автобусов на новые, большей вместимости. Всем очевидно, что маловместительные машины уже не способны обеспечивать перевозки горожан, особенно в Юго-Западном районе.

У людей много претензий к маршруткам, к их техническому состоянию, виду  салонов, к тому, что проезд в них чаще всего далек от комфорта.  Все это привело к решению городской власти  устроить ставропольским маршруткам  регулярный и беспристрастный контроль. Он будет организован как  при выходе на линию, так и на городских маршрутах. Такую задачу перед руководством комитета городского хозяйства в ходе планерного совещания поставил глава Ставрополя Андрей Джатдоев.

По его просьбе к работе диспетчерских служб подключатся сотрудники ГИБДД и полиции. Цель таких действий - обратить пристальное внимание перевозчиков на  качество транспорта, его техническое состояние, на то, насколько добросовестно исполняется муниципальный контракт, согласно которому средний возраст маршруток не может превышать более трех лет.

Глава города подчеркнул, что перевозчики должны взять курс на обновление подвижного состава, иначе договоры с ними будут пересматриваться.

Надо сказать, что на линию уже не выпущено сто маршруток, которые признаны контролерами устаревшими или находятся в ненадлежащем состоянии.

общественный транспорт, тарифы, маршрутки

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление