Нам есть, что скрывать

Станислав Маслаков

Фильм «Сфера» с Эммой Уотсон поднимает правильные вопросы, но находит слишком простые ответы

Кадр из фильма "Сфера"
Кадр из фильма "Сфера"

Сюжет картины вполне понятен по трейлерам и больших сюрпризов зрителю не преподносит. Главная героиня устраивается на работу в мегакорпорацию Сфера. Это такой Google, Facebook и Instagram в одном флаконе. Всепроникающая социальная сеть, которая объединяет миллиарды людей и переводит в виртуальную среду всё на свете, а заодно стирает грань между личным и публичным пространством. Собственно, фильм посвящён сопутствующим конфликтам, связанным с виртуализацией нашей жизни и в целом развивается предсказуемо. «Большой брат следит за тобой», «я не хочу всегда быть на связи», «это моя жизнь» и всё в таком духе. До последних минут «Сфера» развивается как типичное произведение-дауншифтер и только в конце способна удивить зрителя и показать, что не всё так однозначно. Тем не менее, картина увлекает – не столько сюжетными поворотами и даже не несравненной красотой Эммы Уотсон, а актуальностью самой темы, которая куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Кадр из фильма "Сфера"
Кадр из фильма "Сфера"

«Сфера» - это некоторая гиперболизация, но совсем не фантастика. Социальные сети, анализ больших данных, проникновение виртуального мира в действительность – всё это происходит здесь и сейчас. За последние десятилетия жизнь изменилась сильнее, чем за всё время с тех пор, как наши первопредки спустились с деревьев. Мы живём в совершенно новой коммуникативной реальности, в которой наши границы простираются гораздо дальше собственного тела и пространства, доступного органам чувств. И пока мы не знаем, что с этим делать.

Конечно, «сопротивление материала» имеет место в каждом из нас. В целом мы с тем или иным успехом осваиваем новые возможности Глобальной паутины, но, не имея должного понимания, остаёмся безвольными потребителями всё новых услуг, впадаем в зависимость от новых возможностей, толком их не используя себе на пользу.

Кадр из фильма "Сфера"
Кадр из фильма "Сфера"

Создатели интернета не предполагали, что основной объём распространяемой по нему информации составит порно. Социальные сети дали возможность людям делиться со всем миром своими мыслями, а не бесконечными репостами чужих глупостей и своих селфи. И это уже не говоря о гигабайтах агрессии в комментариях ко всему на свете. Всё, что есть плохого в Интернете – не результат коварного замысла злых корпораций, а отражение наших реальных интересов. Мы – такие, и нам есть, что скрывать. Это не значит, что каждый из нас – тайный преступник и извращенец. Но врождённое стремление казаться лучше, чем мы есть, заставляет отказываться от многого в реальной жизни. А вот социальные сети предлагают возможность раскрыться всему нашему тайному потенциалу, каким бы он ни был.

Ретрограды в лице коллективного Милонова поэтому требуют запретить их или жёстко ограничить, чтобы они работали по принципам привычного мира. Но такой подход обречён на провал. Прогресс может остановить лишь планетарная катастрофа, и, несмотря на чаяния отдельных персонажей, допустить её никак нельзя. Коварные маркетологи действуют обратным способом и пытаются извлечь прибыль из всех наших виртуальных увлечений, заодно максимально их раздраконив. Власти разных стран пытаются так или иначе контролировать происходящее в медиасфере, но выходит, как правило, очень топорно: институты, сформированные в прежнем, «плоском» мире, попросту не способны воспринять сложность нового измерения.

Кадр из фильма "Сфера"
Кадр из фильма "Сфера"

Так или иначе, нам всем придётся меняться, чтобы приспособиться к новой среде обитания. Отрастить некие «виртуальные крылья» для её покорения. Нет, вовсе не уходить с головой, теряя связь с реальностью. Это сейчас происходит довольно часто, но является таким же признаком непонимания и неспособности адекватного взаимодействия с новыми возможностями, как и все вопли новых луддитов. И это, конечно, пройдёт. Между «нормальной» и «сетевой» жизнью нет никакого выбора «или – или»: при отказе от любой из них человек себя фактически вычёркивает из жизни вообще. Будущее – не за виртуальной (которая, конечно, найдёт своё место в некоторых сферах нашего бытия), а за дополненной реальностью. К слову, в фильме она показана хорошо, хоть и несколько однобоко.

И что важно понимать – в новых условиях действительно исчезает грань между тайным и явным, правдой и вымыслом. Наши границы размыты, мы все, в планетарном масштабе, всё сильнее становимся частью друг друга. И поэтому со временем становится сложно жить двойной жизнью, а единственный способ вновь найти себя – это перестать пытаться казаться и начать по-настоящему быть кем-то. Это вовсе не сводится ни к глупым инициативам регистрироваться в социальных сетях по паспорту или, как в «Сфере», выставить всю свою жизнь на всеобщее обозрение. Всё это – непозволительно примитивные решения действительно сложной проблемы. Тут никакой арифметический способ «приведения к единому знаменателю» не подойдёт, тут высшая математика с множеством переменных.

Кадр из фильма "Сфера"
Кадр из фильма "Сфера"

Каждая новая технологическая революция открывает широчайший простор возможностей. Сейчас мы переживаем самое начало очередной, четвёртой по счёту. Не когда-то потом, а уже при нашей жизни мир снова изменится до неузнаваемости, да и мы тоже. А вот то, каким всё станет в итоге этого процесса, как обычно зависит только от нас.

Сфера, кино, технологический уклад, Эмма Уотсон, дополненая реальность, рецензия, социальные сети

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»



Последние новости

Все новости

Объявление