«Нам создавали все условия…»

Я проработала в троллейбусном парке 45 лет, каждый его день — в моей памяти. И сейчас перед глазами картина: июль 1964 года, мы с волнением провожаем на обкатку первые троллейбусы. Они пока еще без пассажиров. А 1 августа в них уже вошли горожане, в числе которых — представители власти края и города, строители, наладчики, работники предприятия, принимавшие участие в создании уникального для того времени транспортного парка. В ту пору далеко не каждый большой город мог позволить себе электрическоий перевозчик.

Первый маршрут был - «Железнодорожный вокзал — газостанция». Он связал центр города с новым жилым районом, который назывался Осетинка. Нетрудно представить радость и ликование горожан, проживающих здесь.
Решение о строительстве троллейбусного предприятия руководством города было принято в конце 50-х годов. А в 1958-м выделили и место — на окраине города. Вскоре началось строительство депо, тяговых подстанций, контактной сети, кабельных линий.
Специалистов по их установке и наладке в Ставрополе не было, их пригласили из Москвы, где уже бегал троллейбус.
Когда строительство депо шло к завершению, стали набирать первые группы водителей. В декабре 1963 года 30 человек поехали на обучение в Ростов, в трамвайно-троллейбусное предприятие. А в начале 1964 года 35 человек, среди них две женщины, стали обучаться на курсах водителей в Краснодаре. Вернувшись, водители стали пока трудиться вместе со строителями.
Нам с мужем, Анатолием Антоновичем Рогожниковым, довелось быть у самых истоков рождения предприятия. Мы, тогда два молодых специалиста, работали по распределению во Владивостоке. Предложение поехать в Ставрополь и возглавить строительство троллейбусного предприятия поступило из Москвы, от главка. Нас долго не отпускали, сначала уехала я. Приехала в Ставрополь — меня назначили и. о. директора строительства парка. Начала крутиться как белка в колесе. Выделенная на строительство смета была исчерпана, пришлось стучаться во все двери. Тогда председателем горисполкома был Леонид Васильевич Поздняков. Сам производственник, он поддерживал новостройку во всем. Относительно меня даже наказ был: подойдет девочка — сразу ко мне, чтобы не сидела в приемной.
А Анатолий Антонович вырвался с прежней работы только четыре месяца спустя. Приехал в Ставрополь - а я с группой водителей в Ростове. Он стал директором строительства, я сдала ему дела, а сама стала начальником энергослужбы и пробыла им 45 лет.
Анатолий Антонович с таким жаром взялся за дело! Руками первых работников предприятия были посажены тысячи деревьев и кустарников. На окраинном пустыре высаживались сосны, голубые ели, уникальные виды акаций, груши, глаз радовали красивые розарии, беседки, обвитые виноградом и даже фонтан. Была построена спортивная площадка и разбит яблоневый сад. Коллектив занимал первые места в соцсоревновании по России. С нашим духовым оркестром коммунальники города много лет ходили на демонстрации.
В коллективе ценились трудолюбие, коммуникабельность, уважительное отношение друг к другу, культура общения с пассажирами.
Моральный климат, который сложился в те годы, сохранялся на предприятии долгие десятилетия.
К сожалению, сейчас предприятие переживает не лучшие времена. Оно пережило банкротство, перешло в частные руки, хотя транспорт такого рода никогда и никому не приносил прибыли и обычно остается муниципальной собственностью. У нас огромное электрохозяйство, требующее постоянного развития, внимания и заботы. Но, думаю, не надо говорить, что по безопасности, комфортности и экологичности троллейбус намного превосходит транспорт малой вместимости, заполонивший сейчас улицы Ставрополя. Троллейбус — это примета цивилизованного города. В наше предприятие за 45 лет вложено столько средств, труда, что потерять все это было бы просто безрассудством.

Раиса Рогожникова, ветеран предприятия.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов