Народные ритмы «ариэля»

Виталий Задорожный

Не так давно популярный телеведущий Андрей Малахов пригласил в студию вокально-инструментальные ансамбли 70 - 80-х годов. Сколько было интересных выступлений, воспоминаний, сколько музыкальных произведений тех, сравнительно недалеких лет, прозвучало в тот незабываемый вечер с телеэкрана! Это была прекрасная передача в стиле ретро. И как мне было не вспомнить приезд на гастроли в Ставрополь известного вокально-инструментального ансамбля «Ариэль»?

Ансамбль был создан студентом Челябинского музыкального училища Львом Фидельманом в 1968 году. В январе, на новогоднем празднике, состоялось первое выступление ансамбля, правда, тогда названия ещё не было.   В том же году сложился состав, который мог давать концерты. Появилось и название. Пели, в основном, песни собственного сочинения на музыку «The Beatles», «The Monkees», «The Tremeloes», «The Turtles».

В начале 70-х годов в Челябинске по разным причинам стали распадаться три ансамбля – «Ариэль», «Аллегро» и «Пилигримы». Особенно остро распад переживали «ариэлевцы». Стремясь все-таки сохранить коллектив, решено было пополнить его музыкантами из двух других ансамблей и, конечно же, оставить за ансамблем это поэтическое название «Ариэль». Молодых музыкантов влекла за собой песня, звала их в полет. Игра на танцевальных площадках, отдельные редкие выступления ребят уже не привлекали. Необходимо было искать себя. И в этих поисках творческого лица ансамбль пришел к русской народной песне.

По инициативе райкома комсомола Центрального района города Челябинска на творческую встречу были приглашены три ансамбля: «Пилигримы», «Ариэль» и «Аллегро». Ансамбль «Пилигримы» от встречи отказался, а вот среди ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» состоялось своего рода творческое соревнование, в результате которого из двух челябинских ансамблей «Ариэль» и «Аллегро» был создан один — «Ариэль», руководителем которого стал Валерий Ярушин. Датой образования ансамбля его участники решили считать 7 ноября 1970 года.

Ансамбль завоевал ряд премий, выступая на различных фестивалях. В декабре 1971 года на конкурсе «Серебряные струны», посвященном 750-летию города Горького, «Ариэль» разделил первое место с трио «Скоморохи» под руководством Александра Градского.

«Ариэль» — лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве в 1974 году, где занял первое место. В 1980 году вне конкурса «Ариэль» выступал на Тбилисском рок-фестивале.

«Ариэль» работал в разных стилях, однако жанровой основой ансамбля всегда был русский вариант фолк-рока, подразумевавший обработки или стилизации популярных русских народных песен. Нередко ансамбль исполнял песни а капелла - «Шумел камыш» - или под аккомпанемент акустических инструментов. Отличительная черта исполнительской манеры ВИА «Ариэль» — красочное вокальное многоголосие и юмор в подаче традиционного песенного материала.

С ансамблем активно сотрудничал популярный эстрадный певец Валерий Ободзинский. В его исполнении звучали «Марш десантников» и «Песня о первом прыжке». Авторы обеих песен – композитор А.Зацепин и поэт Л.Дербенев.

Перед концертом в Ставрополе артисты побывали в студии краевого радио, где я тогда работал в литературно-музыкальной редакции, и у нас состоялась интересная беседа о самобытном творчестве вокально-инструментального ансамбля «Ариэль». С рассказа о фольклорной песне, об интерпретации ее на современной эстраде начал наш разговор художественный руководитель ансамбля Валерий Ярушин.

- Фольклорная песня родилась в народе, и она вечна. Когда она доходит до слушателя, до зрителя, это считается большой творческой удачей артистов. И нам не случайно хотелось показать этот необычный сплав классических элементов, народного пения и современных течений, соединить все это в едином настрое. Это мы и нашли в лице русской народной песни. Во-первых, это колоссальный пластилин, если можно так сказать, для лепки образов. Во-вторых, там драматизация песни идет от слов. И когда драматизируешь сюжет, тогда чисто творчески интересно работать с русской народной песней. Здесь очень большая глубина. В русской песне, если плакать, то по большому счету, если плясать, то, как говорится, так, чтобы ноги отскакивали. То есть очень большой контраст. Но самое интересное - первые наши опыты были пока что поисками. Это «Ой, мороз, мороз», «Ничто в поле не колышется» - небольшие такие песни. Затем были посерьезнее сочинения, как, например, «Не улетай, лебедушка».

Когда на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады подводились окончательные итоги, о присвоении первой премии споров не было: все единодушно голосовали за «Ариэль». О приверженности ансамбля русской народной музыке очень хорошо сказал член жюри конкурса композитор Никита Богословский: «Мы знаем немало ансамблей такого типа, их связь с народной мелодией неоднократно приводила к успеху. Но никогда еще до «Ариэля» не приходилось наблюдать такого бережного отношения к русской песне, талантливого обогащения первоисточника современными гармониями и ритмами, нисколько не компрометирующими чистоту и ясность народного мелоса. Слушая фантазии на темы народных песен, произведения сложной формы с широко развитыми темами, созданными Валерием Ярушиным, с радостью замечаешь, что традиционные инструменты – рояль, три гитары, электроорган и ударные – умело и к месту воспроизводят тембровое звучание таких исконно русских инструментов, как гармонь, балалайка, рожок. А голосовая партитура обработок по своим гармониям, ритмам и исполнительской манере весьма близка к традициям народного русского хорового пения. Все это в сочетании удивительно свежо».

В конце 80-х годов ансамбль «Ариэль» записал на фирме «Мелодия» четыре больших диска. И если в первой пластинке направленность ансамбля только намечалась, то в последующих она была выражена очень ярко.

- Второй диск, как наиболее удачное сочетание русских народных мотивов, фирма «Мелодия» предложила нам сделать тематическим, - продолжает разговор Валерий Ярушин. – Отсюда у него и появилось название «Русские картинки», где уже были серьезные аранжировки и такие формы, как парафраз, сюита, композиция – это уже взято из классики. Третий диск фирма «Мелодия» предложила записать тоже фольклорным, потому что у нас накопилось очень много в этом плане новых, очень интересных русских народных аранжировок.

Русская народная песня. Случайна ли она в ансамбле «Ариэль» и в творчестве его руководителя Валерия Ярушина? Конечно же нет. Годы детства Валерия связаны с деревней, с сельскими напевами, с гармошкой. И эти детские картинки так и остались в его душе, а позднее, когда Ярушин становится музыкантом, они не могли не отразиться в его творчестве. Еще учась в музыкальном училище, у него, естественно, уже была потребность выразить себя. У него были сочинения и обработки для баяна, песни. И когда он заразился эстрадой, то понял, что именно период детства прочно фундаментировался, что ли, в его сознании. Народные песнопения были ему очень интересны, и он подбирал их на баяне. Таким вот образом у него развился абсолютный слух. И сейчас, уже как профессиональный музыкант, он с легким сердцем берется за аранжировку песни, не боясь, что ее испортит, коли у него русский дух, и он, как говорится, с баяном под мышкой родился, то по праву может делать подобные опыты с песней. К этому следует добавить, что почти все обработки русских народных песен, звучащих в репертуаре «Ариэля», сделаны его руководителем Валерием Ярушиным. Он выступает в ансамбле и с сольными номерами – это песня О.Гаджикасимова «Здравствуй, новый день», песня А.Морозова и Л.Дербенева «На острове Буяне», песня Ю.Мелехова на стихи
С. Есенина «Танюша».

Завидная особенность ан-самбля в том, что в течение долгих лет состав его практически не меняется. Это далеко не случайные люди, собравшиеся вместе, а коллектив музыкантов-единомышленников, полностью отдающих себя творческой работе. Постоянство состава «Ариэля» не осталось незамеченным любителями эстрадной песни. Вот пример. Сразу же после выхода второго диска многие заинтересовались, почему в составе ансамбля нет ударника Бориса Каплуна. Именно в это время молодой музыкант проходил службу в армии. Бориса Каплуна представляет Валерий Ярушин.

- Он бывший оренбуржец, в 1970 году приехал учиться в наш институт культуры. Сейчас он – душа ансамбля, очень темпераментный, у него три специальности: он – певец, высоко поет, во-вторых – он ударник и в третьих – скрипач. Понимаете, это два полюсных инструмента, очень сложно держать скрипку и одновременно – ударные инструменты. Скрипке нужна женская рука, а удар на барабане, наоборот, должен быть очень напористым. Вот это он сейчас успешно совмещает.

Борис Каплун солирует в русских народных песнях «Долина-долинушка». «На улице дождик», «Расскажу тебе, кума», в песне В.Добрынина и М.Пляцковского «Облако на нитке», в песне «Баба Яга».

Рассказывая об участнике ансамбля Борисе Каплуне – певце, скрипаче, барабанщике, Валерий Ярушин заговорил о такой специфике вокально-инструментального ансамбля, как овладение его участниками несколькими музыкальными специальностями. Пианист Ростислав Гепп, выпускник дирижерско-хорового отделения института культуры, вернувшись в ансамбль после службы в армии, приятно удивил своих коллег – он заиграл еще и на флейте. Сейчас осваивает и губную гармошку. Он солирует в песне «Храни меня, дождь». Сергей Антонов, пришедший в ансамбль пятнадцатилетним школьником, играет сейчас на банджо. Сергей Шариков, баянист, овладевает кларнетом. Даже звукорежиссер ансамбля Александр Коротецкий, который сидит за пультом, по образованию – скрипач. Профес-
сиональная подготовка музыкантов, постоянное стремление совершенствовать свое мастерство – это, думается, слагаемые успехов, творческих удач ансамбля. Но только ли это? На мой вопрос отвечает Валерий Ярушин.

- Есть такой термин – психологическая совместимость. Может быть, она у нас действительно проявляется. Но это не значит, что мы не спорим. Каждый концерт обсуждается, очень горячие споры идут. Вот здесь как раз и рождается истина. Я могу даже привести пример коллективного творчества. В принципе, практически я сам делаю все аранжировки. За редким исключением это делают Сергей Шариков и Ростислав Гепп. Но уже после того, как вещь разобрана, каждый участвует в работе над аранжировкой. Я оставляю белые места, и ребята додумывают какие-то определенные куски. Такие, как, например, в постановке юмористической сценки, где каждый музыкант принимает участие. Это период коллективного творчества, и, судя по аплодисментам и улыбкам в зале, нам эта сценка удалась.

Говоря о крупных музыкальных формах, к которым перешел ансамбль, надо назвать в первую очередь рок-оперу «Сказание о Емельяне Пугачеве», написанную в основном на фольклорных элементах. Литературной основой рок-оперы стала поэма Сергея Есенина «Пугачев». Сейчас это вершина в творчестве ансамбля.

- На нашей эстраде мы, может быть, где-то и повторялись в отношении рок-оперы, но вот оратория по поэме Андрея Вознесенского «Мастера» - это впервые, это первый опыт на эстраде, никто этого пока еще не делал, - говорит Валерий Ярушин. – Нам хотелось бы, чтобы зрителям и слушателям это понравилось. Сделано это доходчивым языком, тем не менее очень сложно, так же как сложен язык у Вознесенского. Именно элементы симфорока нам в этом произведении и помогут. Оратория звучит целое отделение.

У вокально-инструментального ансамбля «Ариэль» очень интересные творческие планы, и хотелось бы, чтобы к следующему приезду коллектива на Ставрополье они стали реальностью, новыми интересными номерами концертной программы.

вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль», фолк-рок, создание

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»