Народу не нужна такая реформа

Станислав Маслаков

Активисты движений «Суть времени» и «Родительское всероссийское сопротивление» провели масштабный опрос общественного мнения по вопросам образования. Он проводился с 22 июня по 7 июля и охватил 24506 человек в 75 регионах страны. Как выяснилось, подавляющее большинство граждан не согласно с тем, как и в каком направлении реформируется система образования в России.

То, что представления уже нескольких поколений российских реформаторов идёт вразрез с общественным мнением, а подчас и здравым смыслом, очевидно давно и почти всем. Увы, фактов, подтверждающих эту тенденцию, со временем становится всё больше. Согласно опубликованному ООН Рейтингу стран по уровню образования за 2013 год, наша страна занимает лишь 36-е место, между Кипром и Аргентиной. Выше – не только развитые страны Запада и Дальнего Востока, но и многие бывшие советские республики, в том числе Беларусь и Украина. А совсем недавно Россия заняла только лишь восьмое место на Международной математической олимпиаде. Первое место по сумме полученных баллов заняла команда США. Многие связывают этот позорный результат с недавним снижением требований ЕГЭ к экзамену по математике, которые до этого якобы были слишком высокими. Но скорее это оценка всего отечественного образования: за 25 лет оно катастрофически деградировало.

Впрочем, столь масштабное социологическое исследование (как правило, у нас в стране опрашивают вдесятеро меньшее количество респондентов и считают результаты таких опросов вполне релевантными) не стоило бы проводить с одной лишь целью утверждения и без того очевидного факта. Обнародованные организаторами результаты позволяют не только выявить народное недовольство современным состоянием системы образования, но и найти пути к его улучшению, а заодно делают срез и всего российского общества.

В первую очередь респондентов спросили, довольны ли они полученным образованием. Почти половина, 48%, оказались вполне довольны, ещё 29% - в основном удовлетворены. Но это была «средняя температура по больнице». Когда результаты разложили по возрастным группам, выяснилось, что подавляющее большинство граждан, довольных своим образованием, получили его ещё в советские времена. Среди тех, кто учился уже в «новой России», таковых вдвое меньше.

Независимо от возраста и уровня уже полученного образования, две трети опрошенных – 63,6% хотят ещё учиться, причём необязательно по своей специальности. 16,3% из них нуждаются в образовании, связанном с компьютерными технологиями, 13,7 – изучить иностранные языки, ещё чуть меньшее количество хотело бы получить юридическое, гуманитарное и техническое образование. А вот постигать естественные науки (химию, биологию, физику и т.д.) люди не стремятся – всего 2,7%.

Следующий блок вопросов был связан с представлениями о фундаментальных целях образования. Именно здесь раскрылась вся бездна противоречий между тем, что хотят реформаторы этой сферы и представлениями самого нашего народа. Позицию первых в своё время хорошо озвучил бывший профильный министр Андрей Фурсенко, который заявил, что главная цель образования — это «взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца». Так вот, с экс-министром и его нынешними последователями согласны всего 14,7% россиян, а больше половины – 54,9% - выступают категорически против.

При этом главная цель образования, по мнению 81,5% опрошенных, это «воспитать гармонично развитого человека, способного творчески подходить к любым задачам». 76,9% считают, что в первую очередь оно должно «выявить и максимально раскрыть индивидуальные способности каждого человека». 73,3% выбрали «овладение культурой, системой знания, которую выработало человечество». И далее по нисходящей количество тех, кто ставит во главу угла патриотизм или, наоборот, способность приспособиться к жизни в любой стране; сделать карьеру и ориентироваться в современном мире. Ну и на последнем месте – «квалифицированный потребитель», не способный к созиданию.

Закономерно, что лишь 2,7% считают современную систему образования в России адекватной тем задачам, которые перед ней стоят. Ещё 15% её одобряют частично. Треть опрошенных не определилась. А вот 33,9 и 18,3% респондентов уверены, что нынешняя система образования не способна решать даже главные свои задачи (с некоторыми отдельными положительными моментами и без оных соответственно).

При этом ни возраст, ни уровень образования, ни политическая ориентация на отношение к этому вопросу значительно не влияли. Это говорит о том, что всё наше общество в целом недовольно политикой Минобразования, а не только «вечно ворчащие» категории населения или некая оппозиция.

Далее участников опроса «провели» по основным стратегическим направлениям реформ образования, которые проводятся в России. Результаты были столь же впечатляющими. Так, лишь 8,6% поддержали позицию, что главной в средней школе должна быть подготовка к поступлению в вузы. При этом 76,5% считают, что «главным в средней школе должно быть воспитание всесторонне образованного человека, имеющего базовые знания по точным, естественным и гуманитарным наукам, об искусстве, а поступление в вуз – личное дело учащихся». Подавляющее большинство опрошенных уверено, что среднее образование должно оставаться бесплатным и давать фундаментальные знания по всем предметам, благодаря которым человек сможет дальше развиваться и получать новые знания (а не давать набор практических навыков, позволяющих лучше ориентироваться с сиюминутной ситуации и легче поступить в вуз). Также большинство убеждено в необходимости разделения выпускных экзаменов в школах и вступительных – в вузах. А вот нынешнюю систему ЕГЭ поддерживает лишь пятая часть опрошенных. Примерно такое же соотношение (78,9 против 27,6%) сторонников советской системы высшего образования и тех, кому по душе нынешняя, так называемая «болонская» – с бакалаврами и магистрами. 67,7% уверены, что учебная программа должна быть единой во всей стране, а тех, кто считает, что ученики сами должны выбирать, каким предметы им изучать, вдесятеро меньше.

А вот по вопросу того, учатся ли дети в школах слишком много или слишком мало, общего понимания нет. 20,2% считает, что современные дети учатся недостаточно, а 14,5 – что слишком много.

Что интересно, три четверти опрошенных убеждены, что школа обязана привить человеку уважение к труду, и поэтому дежурства по школе и классу, а также производственная практика необходимы. И лишь 10% считают труд учащихся недопустимым.

Далее следовал вопрос о том, какие предметы должны присутствовать в школьной программе и без которых невозможно среднее образование. Свыше 90% выбрали (по степени убывания) русский язык, математику, русскую литературу, географию, историю России, иностранный язык и физику. Увы, только 59% опрошенных считают, что необходимо вернуть в школьный курс такой предмет, как астрономия. Она по популярности оказалась между рисованием и пением. Видимо, в какой-то степени старания наших реформаторов по «приземлению» населения своей страны возымели успех. Но не всё потеряно, судя по тому, что последнее и самое противоречивое нововведение – основы религиозных культур – поддержали лишь 43,5% респондентов, тогда как 56,5% - против.

Очевидно, что это не просто ностальгия по добротной советской школе, но и реальная потребность людей, которые, стараниями отечественного Минобразования, престали получать знания в тех объёмах и пропорциях, которые позволяют сформировать полноценную картину мира и определиться в своём дальнейшем развитии. К слову, в Белоруссии, которая значительно опережает Россию по уровню образования (данные всё того же рейтинга ООН), поступили иначе: взяли советскую систему за основу и добавили необходимой ныне информатикой. Результат говорит за себя.

Среди предметов, которые необходимо изучать в высшей школе, лидируют экономика (что неудивительно в наших реалиях), психология, философия, логика и высшая математика. А второй иностранный язык и статистика пребывают в аутсайдерах.

В качестве главных опасностей, которым ребёнок подвергается в школе, названы зависимость от компьютерных игр и социальных сетей, идеология корысти, наркомания, имущественное расслоение, а также поп-культура и мода. При этом «навязывание детям ложных представлений об особом пути России и её исключительности в мире, о специфике русской души» считают опасным лишь 15,5% опрошенных.

Напоследок людей спросили о том, что, по их мнению, должно стать организационной основой школьного образования в нашей стране. На первом месте оказалась опора на высокое качество подготовки преподавателей. Далее – обязательный труд и реальное самоуправление учащихся (в традициях Макаренко), а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. Изоляция от соблазнов современности, а также нетрадиционные формы вроде интерната или экстерната, по мнению большинства опрошенных, не могут стать основой для наших школ.

Таким образом, мнение народа вполне однозначно: образование в нашей стране плачевно и его реформируют явно «не туда». И чтобы исправить ситуацию, необходимо вернуть лучшее из советской школы и организовать процесс по простой формуле: хорошие учителя + индивидуальный подход + коллективизм + трудовое воспитание. Интересно лишь, будет ли когда-либо это мнение услышано, либо из новых поколений россиян продолжат растить грамотных потребителей без цельной научной картины мира, но с религиозными познаниями и чувством превосходства над остальным миром, от которого мы безнадёжно отстанем.

В материале использованы данные портала eot.su.

Фурсенко, реформа образования, Суть времени, РВС, опрос

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов