«Нас мало избранных, счастливцев праздных»

.

Главный режиссёр Ставропольского краевого театра кукол Григорий Гольдман готовится представить зрителям новый моноспектакль «Ай да Пушкин!..» (две легенды).

Ольга Метёлкина

Григорий Гольдман уже не в первый раз выступает в этом жанре как режиссёр и исполнитель в одном лице. Сначала это была работа «Театр песни одного режиссера» на малой сцене Ижевского драматического театра, где звучали его стихи и песни. Немногим более года назад в Ставрополе состоялась премьера моноспектакля «Ёлочка» по пьесе Алексея Слаповского. Позже Г. Гольдман побывал с этой работой в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Калуге, Кстово и даже за границей - в Израиле и Канаде. И вот третий моноспектакль - «Ай да Пушкин!..».

- Он построен в основном на двух известных пушкинских произведениях: «Моцарт и Сальери» и «Граф Нулин», - рассказывает Григорий Гольдман. - Это такой материал, над которым можно думать всю жизнь. Мне захотелось объединить одни из самых моих любимых вещей Александра Сергеевича в одном спектакле. Я сделал это по принципу – «две легенды», как написано на афише. Произведения, можно сказать, контрастные, и тем оказалось интереснее работать с ними. «Моцарт и Сальери» - одна из «Маленьких трагедий», а «Граф Нулин» - это анекдот, шутка. Оба произведения основаны на легендах. «Моцарт и Сальери» - на недоказанной версии, что Сальери отравил Моцарта, а «Граф Нулин» – это парафраз на тему шекспировской поэмы «Лукреция». Кроме того, в спектакле будут звучать одно стихотворение Пушкина, песня на его стихи и две песни Булата Окуджавы в записи. Премьера состоится 12 марта в 18 часов в галерее «Паршин».
Основной смысловой акцент в спектакле остается за «Моцартом и Сальери». Это спектакль о творчестве, о том, как по-разному художники его понимают, и, конечно, о художнической зависти.

Вспомните ключевые слова Моцарта из этой трагедии:

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни,
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов…

Ольга Метёлкина

И это «нас мало» меня как-то задело. Сразу вспомнилось из «Юноны и Авось» Андрея Вознесенского: «Нас мало, и нас всё меньше! А самое главное, что мы врозь!». Пушкин вообще так многогранен, что, кажется, не устареет никогда. Вот и тема зависти не может не задевать. А в творческой среде она обостряется невероятно. Сальери был талантливым композитором и писал хорошую музыку. Работая над спектаклем, я слушал её. Отчего мучается Сальери? Не оттого, что Моцарт пишет хорошую музыку, а оттого, что ему это ничего не стоит. Сальери творчество даётся слезами и потом, а Моцарт творит, как будто шутя, «левой рукой». Вот и Пушкин. Кажется, что он, подобно Моцарту, с невероятной лёгкостью создаёт свои шедевры. К слову, «Графа Нулина» он написал за два дня.

Однако если бы тема человеческих страстей касалась только творческих людей, всем остальным драма Моцарта и Сальери не была бы интересна. Во все времена были и есть люди, которым всё плывёт в руки, а другим - достается большим трудом. И всегда были те, кому зависть к чужому успеху и благополучию не давала спокойно жить.

Одним словом, «Ай да Пушкин!..». Его гениальное слово снова и снова помогает нам заглянуть в самих себя и обнаружить черты, которыми наделены персонажи произведений Александра Сергеевича.

театр драмы, спектакль

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости