Наш красный сукин сын

Станислав Маслаков

Станислав Маслаков о феномене неожиданной популярности неполиткорректного фильма «Дэдпул» в нашей стране.

Дэдпул - герой нашего времени
Дэдпул - герой нашего времени

За первые выходные фильм «Дэдпул» собрал в российском прокате почти миллиард рублей, обогнав тем самым и ультраблокбастер «Звёздные войны. Эпизод VII», и уж тем более весь отечественный кинематограф вместе взятый. Чем же так покорил очередной герой американских кинокомиксов стереотипно загадочную русскую душу притом, что в нашей стране и комиксов-то почти никто не читает?

Сам он сказал бы что-нибудь вроде «Конечно, вы ожидаете рассуждений о ханжеской морали современного общества, но на деле все вы…». Ну и дальше несколько хлёстких выражений, позволить которые мы себе не можем, хотя рейтинг у «Вечёрки» такой же, как и у «Дэдпула» - 18+. Поэтому будем рассуждать вокруг да около.

Конечно, главная причина лежит на поверхности – и да, она в этом самом рейтинге. Современный зритель затравлен множеством запретов и ограничений по всей планете. Причём в самих США или, скажем, Британии цензура свирепствует не хуже, чем в России, а о странах вроде Ирана, Саудовской Аравии или Северной Кореи и говорить нечего. С годами количество табу растёт неумолимо, всё большие бюджеты тратятся на то, чтобы компенсировать спецэффектами то-чего-нельзя-показывать, и вот мы уже смотрим помесь циркового представления и «Телепузиков» вместо боевиков и мелодрамы без единой постельной сцены. И не то чтобы мы так уж вожделеем запретного плода (то есть, в подростковые годы, безусловно, да, но с годами это обычно проходит). Но выхолащивание вплоть до кастрации целых жанров и направлений искусства в угоду некой группировке ханжей, решающих такие вопросы, не может не вызывать глухого раздражения.

Дэдпул - герой нашего времени
Дэдпул - герой нашего времени

И тут надо прочувствовать тонкую грань между происходящим на Западе и в нашей стране. Подушевой состав морализаторов везде примерно один и тот же – ненавидящие всё молодое старики, ненавидящие всё новое консерваторы, ненавидящие всё «неверное» религиозные фанатики и ненавидящие вообще всё на свете экзальтированные «мамашки». Разумеется, они мотивируют всё как раз любовью и заботой о нравах подрастающего поколения, но при этом не оставляют этому самому поколению возможности самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо в контексте потребляемого искусства. А значит, не уважают и не любят тех, о ком столь рьяно заботятся, а скорее наоборот.

Проблема, впрочем, не в этом (судя по запискам древнегреческих мыслителей, за последние две с половиной тысячи лет прогресса в данном вопросе не достигнуто никакого), а в том, что современные российские морализаторы даже не пытаются являть пример этой самой морали. Ну кто у нас главные радетели о нравственности и проводники разного рода запретов? Дмитрий Смирнов, Виталий Милонов, Елена Мизулина, Никита Михалков… Те ли это люди, которых хочется слушать(ся) и которым следует подражать? Увольте…

Но ладно бы с этим ханжеством. Благо, целые направления в искусстве дают ему достойный отпор. Поистине кумулятивный эффект произвела борьба наших почвенников против тлетворного западного праздника - Дня Святого Валентина. Этот весьма милый и успешный коммерческий проект они старательно пытаются вытеснить своими мокроступами в виде крайне невнятного дня имени Петра и Февроньи. Мол, у них там влюблённость, а у нас тут семья и верность. Некоторые неокрепшие умы настолько вдохновились этим праздничным импортозамещением, что всё 14 февраля с поистине хунвейбинским энтузиазмом кричали и постили в социальных сетях, что наш, правильный день любви – 8 июля, а не 14 февраля. Впрочем, потом выяснилось, что даже не любви. Православные фундаменталисты в Краснодаре заявили, что она суть греховная западная пропаганда, а русский семейный союз строится на соблюдение религиозных традиций.

И вот на этом фоне выходит «Дэдпул» - фильм, как ни странно, про любовь и специально приуроченный к 14 февраля. И с такой массированной рекламной кампанией, что каждая приличная девушка была просто обязана сводить своего молодого человека в кинотеатр. Отдельное спасибо исполнителю главной роли Райану Рейнолдсу, который незадолго до этого съездил в Россию, покорил всех нас русскоязычными твиттами и даже пошутил про лабутены!

К слову, о них. «Дэдпул» чем-то напоминает творчество группы «Ленинград». Такое же выверенное соотношение дозволенного и того, что за гранью, остроумное, озорное – и точно раскрывающее то, что мы часто думаем, но боимся сказать. Для нас, забитых нормами приличия, экономическим кризисом и прессингом со стороны дорвавшихся до власти почвенников, это небольшой праздник непослушания. А вот назло. Зато остроумно и от души.

Дэдпул - герой нашего времени
Дэдпул - герой нашего времени

Не особо бюджетный и вовсе не гениальный американский фильм «Дэдпул» ударил точно в нерв современного россиянина. Изувеченный, зато весьма живучий персонаж в красном комбинезоне буквально воплотил комплексы и тайные чаяния очень многих из нас. Ведь в такой обстановке, как сейчас, особенно хочется чудесным образом вырваться из лап пожирающей, словно раковая опухоль, безнадёги, найти настоящую любовь, ради которой способен на всё, а заодно навалять от души всем тем уродам, которые испортили тебе жизнь. Что, собственно, Дэдпул и сделал на правах истинного героя нашего времени.

рецензия, кино, Deadpul

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление