«Наша новая школа»: стратегические ориентиры - в практику

Лариса Ракитянская

«Наша новая школа»: стратегические ориентиры - в практику

Три года назад, в 2008 году, по всей нашей стране широко прозвучала президентская инициатива «Наша новая школа». Она четко определила все направления дальнейших действий по модернизации всего образовательного процесса, в том числе - и в области подготовки педагогов. Сейчас пришло время не просто говорить, а действовать - на всем поле образования: городского, районного, регионального уровня.

И если «Наша новая школа» определила, так сказать, «точки роста» модернизации школьного образования, то теперь их нужно конкретизировать, идя от кадров, от образовательного процесса, от новых педагогических технологий, от перехода на интерактивные формы работы с детьми, от ИКТ в образовании - к новой экономике школы. Ведь сегмент школьного образования, согласно 83-му Федеральному закону, переходит в зону новой экономической политики - кто-то станет автономным, кто-то - бюджетным, а кто-то - казенным учреждением.
Каким будет образование в таких школах, из каких источников будет идти их финансирование, что и как они смогут зарабатывать?
Рыночные модели уже вошли в образовательную деятельность, простор и самостоятельность школе даются. Но это требует соответствующих знаний!
Вот почему в рамках Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на базе стажировочной площадки - «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» - состоялись курсы повышения квалификации по самым разным темам для руководителей школ нашего края.
В городские образовательные учреждения - лицеи 8 и 14, гимназии 9 и 30 и в 20-ю школу - приезжали гости. За опытом! В течение 2011 - 2012 годов его получат 525 директоров, завучей по учебно-воспитательной работе, бухгалтеров и экономистов школ Ставрополья...

«Наша новая школа»: стратегические ориентиры - в практику

Эксперт, консультант, тьютор, менеджер

Вот что рассказала журналисту «Вечерки» Алла Золотухина, ректор Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент:
- По всем направлениям модернизации у нас работают выигранные институтом повышения квалификации работников образования гранты на стажерские площадки. Сам институт стал такой площадкой. А опорными школами мы взяли все самые лучшие, что есть в нашем крае. Все курсы были ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ: только по школьному «лоту» мы создали 10 программ курсов по всем направлениям «Нашей новой школы»: это и государственное и общественное управление, и работа по выявлению и сопровождению талантливых детей, и развитие системы дополнительного образования и ее роль в развитии ребенка, и здоровьесберегающие технологии работы с учащимися и учителями в стенах школы. И такой прекрасный опыт нам дали и школы Ставрополя! Они и сами «раскрылись» дополнительно через эти стажерские площадки. Принимая людей со всего края, показывали свой опыт работы в течение всего рабочего дня. Это были и мастер-классы, и внеклассные мероприятия, и дискуссии. Шел разговор профессионалов с профессионалами. Думаю, нет ни одного человека, который бы, завершая учебу, сказал, что недоволен этими курсами. Именно практико-ориентированная нацеленность сразу сделала эти курсы особенными.
Через газету хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто принимал у себя коллег, показывал опыт работы, так душевно раскрылся!
- Таких курсов у нас давно не было, - продолжает Алла Федоровна, - потому что идет поддержка из федерального центра - в первую очередь, финансовая. Через стажерские площадки в целом за два последующих года в стране будет подготовлено 17,5 тысячи экспертов по школьной проблематике. В том числе и у нас, через наши федеральные площадки на базе института и школ, мы будем обучать не только своих педагогов, работающих в крае, но с будущего года активно подключим и всех наших соседей, и в целом - всю Россию.
- А результатом что будет?
- Каждый муниципалитет получит подготовленный коллектив экспертов по всем направлениям модернизации образования - каждый из них будет подготовлен по той или иной программе.
- Что это даст опорной стажерской площадке?
- Уже в этом году базовые площадки получат на федеральные средства (это 10 из первых опорных 24 школ) оборудование на сумму порядка 1 млн рублей. Это поможет им самим и дальше совершенствовать образовательный процесс в своей школе.
Для педагогов-практиков очень важно и то, что все эти 9-дневные курсы по 8 часов в день заканчиваются необычно: не просто зачетом или итоговым занятием. Слушатели (индивидуально или группой) должны на зачете предложить свою модель по прослушанному курсу - для своей школы. Исходя из своих условий, они предлагают своё: к примеру, модель государственно-общественного управления в каком-то районе или отдельно взятой школе. И здесь находится место и детскому самоуправлению, и институту уполномоченного по правам ребенка, которые в школах сейчас активно создаются и очень интересно работают. Находится место и педагогическому совету - как общественной структуре. Я уж не говорю про управляющий и попечительский советы. Сейчас многие школы становятся бюджетными учреждениями, потому при такой экономической модели учреждения имеют право самостоятельно работать с бюджетом школы, зарабатывать, оказывая образовательные услуги, и работать на развитие собственного учреждения. Словом, зачет получает тот, кто предложит свою модель. А на финише, через два года, мы отшлифуем все, что касается учебных программ, расписаний и учебно-методических комплексов, и подготовим не только свою армию экспертов, консультантов, тьюторов, но и отработанные материалы учебно-методических комплектов - для России. Так что будущий год - апробация, следующий год - уточняющая и корректирующая работа. Мы предполагаем, что это будет 13 новых программ.

О здоровье - в теории и практике

Педагоги 20-й школы Ставрополя представили слушателям курсов новую систему организации медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений на базе собственного Центра здоровья. Они разработали интегрированную программу «Здоровье», построенную на принципах ученического самоуправления и направленную на формирование духовно-нравственного, психологического и физического здоровья школьников.
Гости 20-й школы прослушали цикл лекций и побывали на практическом занятии по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе», попутно познакомились с организацией работы Центра здоровья в МОУ СОШ № 20. Им была предоставлена полная информация о нормативных основаниях, сопровождении, опорных учреждениях, о мониторинге здоровья учеников. А еще стажеры получили возможность поучаствовать в практическом занятии по технологии разработки «Паспорта здоровья ученика», «Паспорта здоровья класса», «Паспорта здоровья общеобразовательного учреждения» и даже - по оценке состояния здоровья педагогов с помощью психологических и физиологических методик. На практическом занятии по методам релаксации и аутотренинга, наверное, было интереснее всего - тут можно было расслабиться и отдохнуть...

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов