Научить сверлить и точить… А главное — думать!

Лариса Ракитянская

Научить сверлить и точить…  А главное — думать!

Нынче никому не надо рассказывать, сколько ОБЯЗАННОСТЕЙ у учителя. А уж по такому предмету, как технология, их и вовсе — хоть отбавляй: они регламентированы и законодательством о труде, и законодательством об образовании, и уставом школы, и правилами техники безопасности, и еще очень многим. Перечислять через запятую не буду — долго и нудно. Легче познакомиться с профессионалом…
Дмитрий Дмитриевич Раловец — учитель технологии школы № 1 города Ставрополя. Пошел уже 36-й год, как трудится он в этой школе — немудрено, что сам ошибся в подсчетах — думал, что идет только 35-й. Но с детворой рядом время ощущается все-таки по-иному…

Его АНТ-25 в Брюссель летал

Вот так же незаметно пролетели и эти 47 лет! А ведь именно в 1963 году в Брюссель на выставку была отправлена модель самолета АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспримерный перелет в Америку через Северный полюс! Эту модель самолета выполнил юный «авиаконструктор» Дима Раловец…
Мог ли он знать тогда, что ровно через шесть лет станет руководителем авиамодельного кружка Ставропольского Дворца пионеров? Не знал, конечно! Потому что только в 1964 году Дима окончил среднюю (вечернюю) школу № 1 нашего города. Юноше тогда по семейным обстоятельствам пришлось работать и учиться одновременно — отец и мать болели…
Но работа руками тому поколению в тягость не была: Дмитрий Дмитриевич и теперь не привык без дела сидеть. А все потому, считает он, что перед его глазами были хорошие учителя. Раловец с благодарностью вспомнил имена своих первых наставников в авиамоделировании — уже ушедшего из жизни Александра Трофимовича Мерзлякова и ныне здравствующего Владимира Алексеевича Шишкина:
— Это они вложили в меня жажду творчества и мысли, это на них я равнялся, — говорит Дмитрий Дмитриевич… А еще Раловец уверен, что его наставники привили и любовь к детям, и к профессии учителя, и любовь к Родине…
С 1976 года работает Дмитрий Дмитриевич в первой школе, и свою педагогическую деятельность начинал как учитель рисования и черчения. Именно с тех пор в нем окрепла уверенность, что эти предметы (как теперь вот и технология!) — одни из самых главных.
Если страна сейчас «опомнилась» и хочет готовить побольше инженеров, «технарей», то как же обойтись без того же черчения или тригонометрии? Но сейчас не в каждой школе есть эти предметы, делится своими размышлениями Дмитрий Дмитриевич. Такие убеждения у него не случайны — их подсказали опыт и образование, ведь еще в 1980 году он окончил Ставропольский государственный пединститут по специальности «физика-математика»…

Учительская «гарантия» урока -90 процентов!

Но, как говорится, жизнь задает свои уроки: с конца 70-х годов и по сей день работает Дмитрий Дмитриевич учителем технологии. Ничуть не жалеет о таком выборе и признается:
— Я просто работаю с детьми, мне нравится с ними беседовать. Я даю проблему, и они ее решают.
А когда я спросила про педагогическое кредо, Раловец ответил совсем просто:
— Хочу, чтобы мужчины были мужчинами, и дома могли все сделать самостоятельно, никого не приглашая. Высоких идей не понимаю, зато получаю настоящее удовлетворение от своей работы. Всегда спрашиваю ребят: ну как, урок понравился? Если отвечают «да», значит - я хорошо поработал! Это мои 90 процентов гарантии занятий с детьми…
Думаю, Дмитрий Дмитриевич тут немножко скромничает, ведь я-то знаю: в 1993 году Президент России Борис Ельцин подписал Указ № 253 по которому Д. Д. Раловцу присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации». А в нем написано: «За заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд». Это уже, считай, 100-процентная гарантия! И добавляет веса к ней высшая категория по должности «учитель», и значок «Отличник народного просвещения», и Почетная грамота губернатора Ставропольского края, и грамоты министерства образования СК…

Как «лечить» дороги?

Вообще-то Дмитрий Дмитриевич Раловец уверен, что его учительский труд измеряется отнюдь не наградами, а успехами учеников. Но тут уж тоже есть о чем рассказать! Педагог подготовил несколько победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по технологии. В 2008 году это был Дима Швачев, а в 2011-м — Игорь Ларионов. Парень ездил в Тамбов, возвратился победителем, прошел три тура. В мае прошлого года «Вечерка» опубликовала его рассказ о состязаниях. Я его перечитала, и мне все сразу стало ясно: ох, как тут чувствуется та мысль учителя про физику, черчение и тригонометрию! Игорь говорил, что в первом туре ребята выполняли тесты, в которых было, пожалуй, всё: и основы технологии, и теория по обработке материала, и маркетинг. И везде нужны знания по точным дисциплинам! Юноше очень повезло: он не только любит технологию, а еще — и астрономию, и математику, и физику.
В последнем туре Игорь защищал свой проект, который разрабатывал дома целый год.
— Мой преподаватель и наставник Дмитрий Дмитриевич Раловец, — говорил И. Ларионов, — посоветовал сделать макет автомобиля для ямочного ремонта дорог, так как эта проблема остается у нас актуальной еще со времен Радищева, то бишь с XVIII века. Не знаю, что бы я делал без любимого учителя!..
— Автомобиль для «лечения» дорог, — добавляет Дмитрий Дмитриевич, — это не стандартное решение, но сколько денег государству он смог бы сэкономить! А ведь идея проста: разогревать и укатывать ямы и трещины в асфальте еще в горячем состоянии…
А сколько других интересных работ ребят хранится у Дмитрия Дмитриевича — наверное, штук 80! Среди них — модели танков, тракторов, «катюш». Есть даже трость для пожилых людей с фонариком — это чтобы удобней было в темное время суток по улице ходить.
— Мы продумываем все наши работы, а я ставлю перед учеником главную задачу: при минимальных затратах получить максимум отдачи. А дальше им нужно только точить, сверлить, думать, — говорит Раловец…
А еще Дмитрий Дмитриевич на протяжении десятков лет является бессменным руководителем городского методического объединения учителей технологии, членом краевой аттестационной и экспертной комиссии. Но это все — для взрослых. А для детей у Дмитрия Дмитриевича припасено главное — научить воплощать мечту. Чтобы она оказалась такой красивой, яркой, чтобы дети могли почувствовать: а ведь мечта настоящая!

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов