Назначать или выбирать?

Наталья Ардалина

В здании Ставропольского аграрного университета состоялись общественные слушания по вопросу реализации на Ставрополье федерального закона, который внес изменения в принципы организации местного самоуправления. Слушания проводились Общественной палатой Ставропольского края под председательством Николая Кашурина.

Александр Плотников

За прошедшие десять лет к организации и формам местного самоуправления накопилось достаточно вопросов, выборы сменяли назначения, затем обратно возвращались к выборному процессу. Сегодня они в большей части должны быть сняты: до конца ноября ставропольские парламентарии должны принять краевой закон, закрепляющий принципы и виды формирования местного самоуправления. Федеральный закон дает субъекту достаточно места для маневрирования. Ведь даже в пределах одного региона есть территории, для которых логично избрать разные способы организации местной власти, например, восток края, города Кавказских Минеральных Вод, краевая столица. Кроме того, что очень важно, закон позволяет субъекту перераспределить функции и обязанности таким образом, чтобы они исполнялись более эффективно.

Как отметил председатель Общественной палаты Ставрополья Николай Кашурин, есть 13 пунктов — это те полномочия, которые в обязательном порядке должны остаться на самом низшем уровне власти, то есть на уровне сельских поселений. И еще 17 — которыми субъект может наделить муниципалитеты. Причем, что играет крайне важную роль, передать эти полномочия на места край может только вместе с финансированием.

А есть, наоборот, такие полномочия, которые стоило бы забрать на более высокий уровень субъекта региона Российской Федерации. За примерами далеко ходить не нужно: хаотичная застройка 90-х годов без каких-либо архитектурных решений привела к нарушению всех градостроительных норм и правил. Эту проблему теперь, как могут, расхлебывают муниципалы. Но, при наличии политической воли и четкого понимания, как ее решить, она могла бы перейти на уровень краевой власти. Еще одна серьезная проблема, с которой муниципалитетам не так просто справиться — сохранение лесного фонда, который находится в черте городов. Эти вопросы среди прочих обсуждались на общественных слушаниях, в которых приняли участие заместитель председателя Общественной палаты края Валентина Муравьева, уполномоченный по правам человека в крае Алексей Селюков, начальник главного управления министерства юстиции по Ставропольскому краю Марина Захарова, эксперты регионального отделения Ассоциации юристов. Многие члены палаты приехали специально на слушания из районов края, чтобы высказать свое мнение по актуальному вопросу порядка формирования власти на местах.

Как отметил доцент Юридического института СКФУ Дмитрий Белявский, во многом предполагаемые законом изменения просто закрепляют сложившуюся на местах практику. Но есть вопросы, которые требуют обсуждения. Например, назначение глав администраций муниципальных районов — по конкурсу или путем выборов? С одной стороны, они получают «мандат доверия» от граждан. С другой — требования к кандидату, пришедшему на конкурс, гораздо более жесткие, чем к тем, кто идет на выборы. Если для того, чтобы быть избранным, по большому счету, достаточно не иметь судимостей, то для того, чтобы выиграть конкурс, нужно иметь не только профильное образование, но и достаточную квалификацию, солидный опыт работы, успехи на ранее занимаемых должностях. Вот и получается, что назначенный глава может более эффективно работать, чем тот, кому доверили бы люди. Какое решение будет более правильным?
Главы районов, приехавшие на слушания специально, чтобы выразить свое мнение, ратовали за сохранение того порядка, который закрепился в районах в последнее время. При этом глава Союза деловых женщин Ставрополья Раиса Гударенко отметила, что и для руководителей такого уровня нужна учеба, стажировка у тех, кто успешно работает в подобных должностях не первый год.

Полгода назад эта тема коснулась Кисловодска, который стал пилотной территорией для Ставрополья. Как отметил нынешний глава города-курорта Сергей Финенко, проект закона был опубликован и прошел через процедуру публичных слушаний. Первое, что заметили горожане, - экономия бюджетных средств: на выборы было заложено около 4 млн рублей, проведенный конкурс обошелся в разы дешевле. Кроме того, есть еще одно существенное достоинство системы назначения: освободить от должности выбранного главу, даже если он совершенно не справлялся со своими обязанностями, было практически невозможно, за исключением тех случаев, когда его уличали в преступлениях правоохранительные органы. Теперь же в случае несоответствия эффективности работы заявленным требованиям главе грозит отставка. И это, безусловно, подстегивает управленцев, заставляя их работать на благо города.

По какому пути идти, до конца осени должна определить краевая Дума. Общественная палата сформировала свои пожелания и рекомендации. Нужно отметить, что к ним краевые парламентарии прислушиваются с уважением, ведь в таком формате мероприятие проводилось уже в третий раз, и по результатам первых публичных слушаний все предложения были учтены.

выборы, закон

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Политика»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление