Не будьте «пылесосом». Сохраняйте холодный рассудок

Лариса Денежная

О правовых аспектах защиты прав потребителей, участвующих в акциях распродаж в интернете – «черная пятница»

Эта грандиозная скидочная акция приходится на последнюю пятницу ноября. Для потребителей она - настоящее испытание. Чем ближе к этой дате, тем массированнее и призывнее реклама, заманивающая грандиозными скидками. Смотришь телевизор: «черная пятница» буквально наступает по всем каналам. Выходишь в интернет – «выплывает» реклама. Решил проверить электронную почту – она завалена «скидочными» письмами. Сыплются подобные сообщения и в мобильник… Судя по рекламным обещаниям, выгодных предложений масса. И многое, что продается, действительно нужно. Но пятница, когда предлагаются максимальные скидки, – рабочий день, люди заняты. И в России «черная пятница» растягивается на несколько дней, некоторые торговые сети объявляют даже целый «черный ноябрь». Самые занятые и освоившие шопинг в «виртуальных» магазинах, где ассортимент шире, предпочитают делать покупки во время акционных распродаж в интернете. Время это экономит. А деньги? Как не нарваться на мошенников? А если вам отправят совсем не тот товар… В преддверии «черной пятницы» Роспотребнадзор обращает внимание на ряд ключевых особенностей продажи товаров через интернет. Итак.

 

Продавец обязан:

- передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар;

- передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара;

- четко сформулировать условия и цену приобретения товара по акции;

- предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Не допускается навязывание дополнительных товаров и услуг.Если потребителю предлагается застраховать товар или расширить гарантию, следует учитывать, что гарантийный срок, заявленный изготовителем, не может быть уменьшен и не должен быть раскрыт продавцом до заключения договора. Зачастую т.н. «программы страхования» или иной «защиты покупателя» дублируют в себе обязанности, которые продавец или изготовитель должны выполнять в силу закона (обмен товара или его ремонт).

От товара, купленного в интернет-магазине, в том числе в рамках акции «черная пятница», потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара - в течение семи дней (если сохранен его товарный вид, потребительские свойства).

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Если товар, приобретенный в интернете, оказался ненадлежащего качества, потребитель имеет те же права, что и при «традиционной» (офлайн) торговле. Статьи 18-24 Закона «О защите прав потребителей» предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчета стоимости, а также возврата продавцу товара с недостатками.

Согласно принятым по инициативе Роспотребнадзора последним поправкам, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусмотрел дополнительную защиту потребителей при покупке товаров через т.н. сайты (приложения) владельцев агрегаторов информации о товарах. К ним относятся такие информационные ресурсы, на которых потребитель имеет возможность получить информацию о товаре, оформить заказ и оплатить его. Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце.

На владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом в Законе «О защите прав потребителей» названы случаи их освобождения от ответственности. Например, если владелец агрегатора не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации, должно адресоваться напрямую продавцу (исполнителю услуги).

Также Законом «О защите прав потребителей» установлены случаи, в которых владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом владельцу агрегатора. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит подтверждение о передаче товара потребителю.

С обращениями и жалобами потребитель может обратиться в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или заполнить форму обращения на официальном сайте федеральной службы.

Несколько советов от Роспотребнадзора:

  1. Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов. Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца (многие из которых находятся за рубежом) будет невозможно.

      2. Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Попробуйте запросить у продавца сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям.

  1. Обратите внимание на стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.
  2. Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте (в приложении) должно быть указано фирменное наименование (наименование) продавца, место его нахождения (адрес), режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество (если имеется) и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.
  3. Если вы покупаете товар на сайте владельца агрегатора информации о товарах, то в случае если товар не будет доставлен в срок, вы можете заявить требование о возврате денег такому посреднику (агрегатору). Возврат произойдет в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.

      6. При покупке товара выясните, в какие сроки он должен быть доставлен. Продавец обязан согласовать с покупателем сроки передачи товара покупателю.

  1. Опасайтесь фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор ваших персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.

 

«черная пятница», Закон «О защите прав потребителей», советы от Роспотребнадзора

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»