Не быть Иванами, не помнящими родства

Не быть Иванами, не помнящими родства

Накануне Дня города в МБОУ СОШ, а попросту - средней школе № 18, состоялась встреча старшеклассников и учителей с историком-краеведом, доцентом Северо-Кавказского федерального университета Алексеем Круговым – подобные мероприятия уже вошли в практику вузовских преподавателей. А тут еще и такая замечательная дата: Ставрополю 235 лет!

К уроку, который действительно прошел на одном дыхании, готовились все. Ребята мало того что навели порядок на территории и в кабинетах школы, выпустили специальные газеты со своими рисунками, сделали выставку трудов А. Кругова, в нее вошел и известный учебник его авторства «Ставропольский край в истории России» и другие работы. Готовились и учителя, ведь это был не монолог гостя, а урок-диалог: заинтересованный взаимный разговор о юбилее малой родины, основателях города, его улицах и площадях, известных земляках, чьи имена они носят. А также о том, как интереснее и привлекательнее сделать предмет под названием «История» страны, мира в целом и ее немаловажный региональный аспект. К тому же скоро грядет внедрение новых образовательных стандартов в старших классах, к этому необходимо, обсудив заранее, быть готовым.

Сейчас, скажем, в средней школе № 18 (так называлась раньше) возрождается музей морской славы в тесной связи со Ставропольским региональным отделением общероссийского общественного движения в поддержку флота под руководством капитана 1-го ранга Юрия Владимировича Виноградова, который часто на встречах рассказывает о своей службе. Благодаря и ему тоже налаживаются контакты – у музея уже появилось много друзей: ветераны Великой Отечественной войны и Военно-морского флота, мичманы, старшины и матросы, служившие на флотах России. Действует и поисковый отряд «Прибой», он, в частности, собирает материалы о выпускниках СШ № 18, которые учились или уже закончили военные морские училища. Проходят традиционные «Вахты памяти» в честь героев-ставропольцев, на них, как и на другие общешкольные праздники и мероприятия – тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунка и фотографии, приходят родители, бабушки и дедушки, по сути, семьями.

– К сожалению, недостает методических материалов для создания подобных подростковых объединений, – говорила в своем выступлении директор МБОУ СОШ № 18 Татьяна Васильевна Омельяненко. – Маловато и обобщающих лучший опыт коллег материалов, что важно – практических, порой изобретаем велосипед, набивая шишки, которых могло и не быть.

Не быть Иванами, не помнящими родства

Собственную точку зрения на предмет высказал и Алексей Иванович Кругов: по большому счету, на его взгляд, история – это не просто предмет, а формирование мировоззрения. Потому и важно сделать историю более близкой, если не личностной, проживать ее как свою собственную судьбу. А как иначе можно почувствовать причастность к тому, что происходило с предками, дедом и бабушкой, мамой и отцом, происходит сейчас – все же взаимосвязано – с тобой, наконец. Отсюда ведь и рождается патриотизм, не так ли?

Он уверен, что очень важно изучение конкретных человеческих судеб с учетом конкретных обстоятельств, и в первую очередь - земляков, родственников. Например, было бы интересно узнать о более подробном исследовании учительницы русского языка и литературы О. Казановской, польки по национальности, как создавалась эта община, как складывались судьбы представителей поколений ее семьи на Ставрополье на протяжении времени? Именно через изучение повседневности, обыденной жизни горожан с ее живыми подробностями по-настоящему начинается история малой родины. В эту историю школьникам легче «войти», ее легче понять, в конечном итоге отождествить с собой.

Не быть Иванами, не помнящими родства

Не так давно А. Кругов и доцент CКФУ Т. Колоссовская разработали программу «История Ставрополья», которая вот уже в течение трех лет используется не только в вузах и школах края. Это матричная программа, отметил он. Программа носит рекомендательный и вместе с тем модульный характер. На ее основе школьные учителя создают свои программы, кружка ли, факультатива, углубленного курса для всего класса, пишут оригинальные учебно-краеведческие пособия. Но «История Ставрополья», увы, малотиражна, доходит не до всех, кто желает, – издается за личные средства авторов. Назрел вопрос и о переиздании учебно-методического комплекта «Ставропольский край в истории России», создании нового видеопакета для школ, оригинальных методических пособий нового поколения. Эту деятельность, включая презентацию выходящих новых учебников, пособий, учебных фильмов, которая некогда проводилась прежним министром образования А. Золотухиной, необходимо активизировать. Обсуждали со специалистами на кафедре и этот вопрос, и пришли к выводу: им самим надо активнее включаться в работу на общеобразовательный комплекс региона.

…Надо было видеть горящие глаза мальчишек и девчонок во время урока, когда Алексею Ивановичу задавали вопросы – где и что когда-то находилось в Ставрополе, когда он предметно рассказывал о «Пушкинской тропе» в городе, которой он водит своих студентов во время лекций, например, рассказы о других заметных событиях и малоизвестных исторических фактах. И домыслах, основанных на них под девизом: что было бы, если бы… Ведь это же интересно – вариантность, пусть и происшедшего?!

Нина ГОЛОВИНА

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов