«Не думай о секундах свысока»

Это строчка из песни (саундтрека, сказали бы нынче) популярнейшего телесериала «Семнадцать мгновений весны», которую и написал Рождественский Роберт Иванович, советский поэт, переводчик, лауреат Государственной премии СССР 1979 года. Родился на Алтае в 1932-м, а рос у бабушки в Омске, где сейчас названа улица в его честь и открыт мемориальный памятник. Он стал носить фамилию и отчество отчима, а был поляком по происхождению – правильнее было бы его называть Роберт Станиславович Петкевич, просто мама рано развелась с отцом, позднее погибшим в Великую Отечественную войну, когда ему было тринадцать лет.
Самое первое стихотворение «Мой папа уходит в поход» было опубликовано в «Омской правде» в июле 1941 года. Позднее он пытался поступить в Литературный институт имени Горького на отделение поэзии, но удалось ему это сделать, преодолев творческий конкурс, лишь со второй попытки. Тогда же стал сочинять и песни. К тому времени, получив диплом Лита (как говорят сегодня студенты вуза), он вошел в плеяду молодых поэтов, которые называли себя «шестидесятниками», вбрасывая в публику новые, звучащие по смыслу иначе, чем прежде, творческие манифесты. Его имя начинают называть рядом с яркими и талантливыми лидерами группы, собирающей стадионы любителей поэтического слова: Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной (кстати, ее день рождения отмечался совсем недавно).
Помните сцену из замечательного фильма Марлена Хуциева о том времени «Нам 20 лет» (под таким названием не без давления цензуры в 1965 году он вышел в прокат, вернул оригинальную версию «Застава Ильича» в 80-х), когда на экране возникает Политехнический музей, который до отказа заполнен молодежью с вдумчивыми лицами? Хрущевская «оттепель» еще продолжалась, и общество ставило перед собой множество актуальных проблем и вопросов и искало ответы на них, решения, спорили до исступления, свои стихи они как раз в этом фрагменте и читают. Есть среди ораторов и Рождественский. Частенько они в то время выступали перед сверстниками, собирая их в ставших сакральными местах – у памятников Маяковскому, Пушкину. Его творчество несколько отличается от товарищей по цеху особой публицистичностью, гражданственностью, хотя она была, конечно, свойственна не ему одному, тому же Евтушенко тоже, в присущей ему манере. Но и любовной лирике в его творчестве отводится заметное место. Так и видишь их на сцене Политехнического: молодые, громкие, горячие…
Позднее, став «зрелей», да и эпоха изменилась, Роберт Рождественский неожиданно проявил себя с другой стороны. В 1981 году стал инициатором, составителем первого изданного в СССР сборника поэзии Высоцкого «Нерв» и председателем Комиссии по его творческому наследию, с 1986-го – председателем Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, принимая непосредственное участие в реабилитации поэта. Добился открытия музея Марины Цветаевой в Москве… И добавим: до сего дня звучат песни на его стихи: «За того парня», «Желаю вам», «Спрячь за высоким забором», «Баллада о красках», «Сладка ягода» и десятки других.
Только и остается сказать в адрес именинников: как хорошо, что вы были.
Мария ИЛЬНИЦКАЯ.



Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
из замечательного фильма Марлена Хуциева о том времени «Нам 20 лет» (под таким названием не без давления цензуры в 1965 году он вышел в прокат, вернул оригинальную версию «Застава Ильича» в 80-х) А не наоборот?? И что за "нам". Недоперепила?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Мне двадцать лет, а тебе, старуха, уж 59! Полуплагиат с http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0064.shtml
1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов