«Не европейский, не диалог»

Лариса Ракитянская

Недавно глава г. Ставрополя Д. Кузьмин в составе российской делегации побывал на 13­й Сессии Конгресса местных региональных властей Совета Европы. Делегация эта формируется и утверждается лично Президентом России. В этом году в ней 18 человек ­ это главы российских городов и губернаторы.

Вчера в администрации
г. Ставрополя Д. Кузьмин дал пресс­конференцию для журналистов по итогам своей поездки. Оказывается, западные партнеры достаточно высоко оценивают работу российских мэров по установлению эффективного местного самоуправления. Но поскольку одной из целей Совета Европы, который является межправительственной политической организацией, считается защита прав человека и плюралистической демократии, ставропольские журналисты больше всего и интересовались именно этой стороной работы мэра в столь престижной организации.

Д. Кузьмин коротко рассказал о структуре Совета Европы, а журналисты спросили, что дала сессия Конгресса. Д. Кузьмин ответил:

­ Я являюсь депутатом этой палаты, избран заместителем председателя уставного комитета Конгресса местных и региональных властей Европы по культуре и образованию. Нам удалось добиться, чтобы Санкт­Петербург официально стал центром стран регионального сотрудничества Европы. Так что Питер теперь ­ третья «столица» континента – наряду с Брюсселем и Страсбургом…

А вообще на форуме говорилось о главном для нас, жителей городов, ведь по оценкам экспертов ООН и Совета Европы, к 2025 году в городах будет жить 75 процентов населения планеты. Поэтому властям надо понимать: города не жертвы глобализации, они – хозяева своей судьбы, своего будущего.

­ К сожалению, ­ отметил
Д. Кузьмин, ­ в последние несколько лет наше государственное и «общеевропейское» мышление страдает неким перекосом: мы привыкли мыслить в пределах одного бюджетного года или зависим от смены политических лидеров или личности руководителей, то есть живем от выборов до выборов. А между тем сегодня в городах Европы, да и во многих городах России, накоплен богатый опыт сохранения их устойчивого развития. Встречи, на которых происходит обмен таким опытом, позволяют объединить и проанализировать этот опыт и прогнозировать устойчивое благоприятное социально­экономическое развитие городов. Без взаимодействия всех ветвей власти в работе над городским планированием сегодня обойтись невозможно, замыкаться на своих проблемах и пытаться их решить самим ­ равносильно бесконечному наступанию на грабли…

С этого момента все вопросы журналистов к мэру Ставрополя свелись к результатам проверки деятельности администрации г. Ставрополя по исполнению переданных ей отдельных государственных полномочий. (Напомним, что подробно об этом наша газета писала в субботу, 17 июня. – Л. Р.) Журналисты спросили, что же происходит на самом деле?

­ Подобная проверка, ­ сказал Д. Кузьмин, ­ не новость. Эти полномочия город исполнял и раньше – в области здравоохранения и социальной защиты населения. Мы делали это, даже не имея денег из краевого бюджета. Наш город впервые попытался перейти от планирования на квартал, на год, к пятилетней программе своего социально­экономического развития. Это было трудно, но мы смогли это сделать. В рамках этой программы мы впервые в России приняли на уровне города программу «Безопасный Ставрополь», сейчас мы делаем подпрограмму по борьбе с наркотиками. Опыт общения с коллегами из таких международных организаций нам очень помогает.

И все же журналисты настаивали: после публикации разногласий по двум разным справкам последовала ли реакция из правительства Ставропольского края, от жителей города?

­ Телефон доверия главы города буквально разрывается, горожане поддерживают деятельность администрации, за что я очень благодарен людям. Да и факты говорят сами за себя: с 2002 по 2005 годы у нас сдано 800 тысяч метров жилья. В этом году мы сдадим еще 260. Это чуть больше миллиона. Хорошо это или плохо? Наверное, тем людям, рядом с кем идет такое строительство, живется не очень хорошо: это и шум, и неудобства. Но надо думать и о том, что почти 40 тысяч жителей за 4 года улучшили свои жилищные условия. Считай, каждый десятый, и это – без помощи правительства Ставропольского края! А ведь надо помнить, что люди убегают из сел. Куда они направляются? В наш город. Почему мы не должны здесь думать о жилье, о создании рабочих мест, о детских садах, о школах? Города поставлены в очень тяжелые условия: мы брошены в решении этих социальных проблем…

Глава города говорил и о главной обиде:

­ Мы в краевой бюджет в прошлом году отдали 8 миллиардов рублей: это заплатили я, вы, все жители города в виде налогов. А Ставропольский край собрал 16 миллиардов рублей! То есть Ставрополь «выдал» половину бюджета субъекта федерации, при этом по нормативам бюджетной обеспеченности жители Ставрополя самые бедные! Это несправедливо, и подобный перекос в финансировании мы должны преодолеть.

Проверили нас в области ЖКХ, хотя в этой сфере никто госполномочий нам не передавал. Хотели посмотреть – посмотрели. Мы ничего не скрывали. Отраслевые министерства дают положительные оценки, а комиссия – отрицательные. Вот сейчас взяли долгострой, краевую детскую поликлинику на Тухачевского, которая стояла 12 лет памятником краевой бесхозяйственности. В справке минздрава это оценивается как положительный результат, а комиссия правительства считает наоборот.

Журналисты спросили: это что – непрофессионализм, некомпетентность?

Д. Кузьмин ответил прямо:

­ На мой взгляд, это чистая предвзятость отдельных членов комиссии и, может быть, даже председателя ее – вице­губернатора.

­ Есть ли подобные проблемы взаимоотношений у других городов? ­ спросили
Д. Кузьмина.

­ Проблемы у городов достаточно общие. Но сколько я помню (а я – третий мэр, работаю четвертый год), у нас всегда было недовольство краевых властей городом. Был Михаил Кузьмин, Иван Тимошенко, и все время по многим вопросам было недопонимание. А вот взять хотя бы Ростов­на­Дону, Красноярск – эти города тоже центры субъектов РФ. Но там есть понимание по финансовому обеспечению: они стоят на голову выше нас. И в этом ­ заслуга их губернаторов и правительства, и я по­белому завидую своим коллегам…

­ Можно ли назвать такой уровень взаимоотношений властей города Ставрополя и Ставропольского края по­настоящему европейским и демократическим?

­ Нет, конечно! Ведь у нас выходит так: кто зарабатывает, тот получает меньше всех. Почему, спросили журналисты.
Д. Кузьмин ответил:

­ Сложно сказать, но мне кажется, что у нас очень мало компетентных людей работает в правительстве Ставропольского края. И хотя своих кадров у нас достаточно много, к нам почему­то приезжают люди из других регионов страны, здесь они получают квартиры за счет бюджета Ставропольского края, да еще везут с собой «команду», которую тоже обеспечивают всем необходимым. Думаю, правительству СК надо повернуться лицом к жителям города Ставрополя, которые собирают половину бюджета края.

­ Вы будете доказывать это?

­ Обязательно будем – это наша обязанность. Будем просить депутатов краевой Думы, которые избраны от жителей Ставрополя, чтобы они оказывали нам помощь в этом вопросе. Я надеюсь, мы найдем такие аргументы, которые убедят губернатора и правительство, что при распределении средств должна учитываться простая мысль: в городе Ставрополе живут тоже люди, и они имеют право получать из бюджета края средства на то, чтобы у нас на улицах горели фонари, ремонтировались газо­ и водоводы.

Конечно, я все вопросы, изложенные в справке, изучил очень внимательно, мы провели ряд больших совещаний, изложили свое мнение в прессе, чтобы это не было кулуарно сделано.

Вот так разговор о больших проблемах Европы перешел к локальному, но не менее важному для каждого из нас уровню…

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов