Не одиноки и не брошены

Елена Павлова
С руководством центра бабушки и дедушки общаются по-родственному.  Директор СКГЦ Константин Больбат и общественница баба Лида Домашнева
Александр ПлотниковС руководством центра бабушки и дедушки общаются по-родственному. Директор СКГЦ Константин Больбат и общественница баба Лида Домашнева

Краевой геронтологический центр по старинке иногда еще называют дом престарелых. Хотя ничего плохого в этом названии нет. Огорчает только стереотип восприятия, когда слово «дом» понимается как приют для брошенных стариков. Судьбы у людей разные. Но даже те пожилые люди, которые действительно обижены родными, здесь уже совсем не брошенные. Напротив, именно здесь ко многим возвращается смысл и радость жизни. Откровения: «Здесь у вас я провела (провел) самые счастливые годы» - врачам приходилось слышать не раз. Это нам со стороны в такое поверить трудно, а сотрудники Центра знают, что это искренние признания. У них столько человеческих трагедий перед глазами проходит…

Баба Лида

Есть просто уникальные люди, у которых судьбы искорежены, а души светлые. Вот, например, баба Лида. Местный общественный деятель по линии культурно-бытовой комиссии и большой дипломат. В отделении, как в большой семье, всякое бывает – кто-то с соседкой по комнате поссорился, кто-то по дому горюет. Баба Лида тут как тут: старается и поддержать, и помирить. И ведь получается.

- Мы ж тут, как князья, живем, - говорит Лидия Александровна. – Нас и накормят, и белье поменяют, и культурную программу организуют.

Действительно, руководство Центра очень благодарно за сотрудничество всем ведущим учреждениям культуры города. Постояльцы с удовольствием ездят на экскурсии, бывают в театре, филармонии, цирке, на лечебных источниках, для любителей организуется и выезд на рыбалку…

В библиотеке
Александр ПлотниковВ библиотеке

- Живи я одна, куда бы поехала, - рассуждает баба Лида. - Да никуда! Что нам еще надо, не знаю… И руководители у нас: Константин Эдуардович Больбат и Елена Александровна Калядина – такие замечательные, всегда и поговорят с нами, и поддержат, и пошутят. Они вообще нашей жизнью живут. Вот сейчас хор наш к фестивалю готовится – они тоже вместе со всеми петь побежали.

- А Вы тоже поете? – интересуюсь я.

- Нет! – машет рукой баба Лида. – У меня слуха нет. Я – шумовой эффект.

Я смотрю на эту худенькую старушку в очках с толстыми линзами и тихо восхищаюсь ее жизненной силой и неиссякаемым оптимизмом. Ведь эту женщину с ласковой фамилией Домашнева жизнь ломала так, что не всякий и выдержит. Родителей она лишалась дважды. Отца с матерью потеряла во время войны и до восьми лет жила в детском доме. А потом девочку удочерили. Новые папа и мама были военнослужащие – он летчик, она связистка. Лида поколесила с ними по разным гарнизонам. А в начале 50-х родителей направили служить на Дальний Восток. И тут грянул конфликт между Северной и Южной Кореей. О том, каким образом там участвуют советские военные, не говорилось и в семьях. Но в военном городке даже дети многие вещи понимали без слов. Они знали, что такое ждать отца с боевых вылетов и что означает, когда вместо родного человека к семье приходят его боевые друзья…

Так однажды пришли и к Лиде. В один день у нее снова не стало ни отца, ни матери. Девушка тогда заканчивала 10-й класс. Из военного городка она уехала учиться в большой Ташкент. 17-летняя Лидия нашла в себе силы справиться с бедой. И жизнь снова стала ей улыбаться. У нее была семья – муж, доченька. Но судьба вновь нанесла ей неожиданный и страшный удар. Дочь застудилась на сборе хлопка, воспаление легких развивалось стремительно, помочь 28-летней девушке врачи уже не смогли…

Мир, казалось, рухнул. На фоне пережитого горя мать потеряла зрение. Но Лидия Александровна вновь нашла силы жить – выучилась читать по Брайлю и стала выполнять все назначения врачей. Мало-помалу зрение стало возвращаться. Видит она и сейчас очень плохо, но все-таки видит… А потом женщина похоронила и последнего родного ей человека – мужа… И чтобы не оставаться одной, приняла приглашение подруги и решилась на переезд в незнакомый ей доселе Ставропольский край, село Красногвардейское. Только вот подруга вскоре умерла, и женщина снова осталась одна.

За свою полную испытаний жизнь Лидия Александровна научилась держать удар. Более того – в самые тяжелые моменты она находила в себе силы поддерживать других. Пригодились полученные когда-то навыки чтения по Брайлю. Женщина стала заниматься с такими же, как она, людьми, в силу разных причин потерявшими зрение. В районном управлении соцзащиты эту бабушку уже хорошо знали как помощницу и общественницу. И когда она обратилась с просьбой направить ее в любой дом престарелых, выписали ей путевку в Ставропольский краевой геронтологический центр. Сказали – он в крае самый лучший.

И слово лечит

Врачи и медсестры «Милосердия»
Александр ПлотниковВрачи и медсестры «Милосердия»

Это действительно так. Ставропольский краевой геронтологический центр – не просто учреждение стационарного типа для проживания престарелых людей и инвалидов, это оснащенный центр социальной адаптации с мощной медицинской составляющей, являющийся к тому же базой по подготовке специалистов по гериатрии. Далеко не в каждом регионе такой есть.

Директор Центра Константин Больбат рассказывает, что недавно ему звонили из Санкт-Петербурга. Хотят приехать, перенять опыт. Там только собираются организовать такое специализированное учреждение. В Питере есть гериатрические больницы, где людям пожилого возраста оказывается необходимая медицинская помощь, а потом их выписывают домой. Для постоянного проживания стариков, оставшихся без попечения родных, есть дома престарелых. А такого центра, где комплексно осуществлялись бы социальная адаптация, лечение и уход, пока нет.

А он просто необходим в любом регионе. Ведь в нашей жизни, когда работающие люди вынуждены крутиться как белка в колесе, многие просто не в состоянии обеспечить должный уход больному родственнику. А геронтологический центр принимает и очень тяжелых – лежачих пациентов.

Из шести отделений центра четыре ориентированы именно на людей, нуждающихся в посторонней помощи. И если пациенты геронтологического отделения еще могут передвигаться в пределах палаты или коридора, совершать колясочные прогулки по территории в сопровождении волонтеров, то находящиеся в «Милосердии» и геронтопсихиатрическом отделении ограничены пространством палаты. Но они не являются узниками этой палаты, говорят врачи. Во-первых, с самого утра вокруг стариков постоянно происходит движение: умывание, одевание, завтрак, процедуры и так далее. Ведь благодаря массажу, специальным программам иной раз удается поставить на ноги (точнее – на костыли или ходунки) даже очень тяжелых пациентов - например, после перелома шейки бедра. Но тут многое зависит от самого человека – от его жизненной силы и стимула… А стимулируют и дают эту самую жизненную силу иной раз совсем простые вещи: похвала или ласковое слово. Старушки говорят, что, когда утром в палату входит санитарка со словами: «Доброе утро, бабулечки», на сердце как-то теплее становится.

Случайных людей в коллективе нет

Наталья Самарская заведует тремя самыми тяжелыми отделениями центра
Александр ПлотниковНаталья Самарская заведует тремя самыми тяжелыми отделениями центра

Конечно, все сотрудники центра – и врачи, и медсестры - прошли курс обучения по гериатрии. Но эта доброжелательность в отношении к своим подопечным – не просто следование определенным профессиональным правилам с учетом психологии старческого возраста, это еще и личное отношение, и состояние души. Достаточно послушать, как сотрудники рассказывают о своих пациентах – о ком-то с гордостью и восхищением, о ком-то – с иронией, потому что старики, что скрывать, случается, чудят… Но обо всех они говорят как-то по-родственному, с любовью.

- Ну а как иначе, - говорит мне постовая медсестра Елена Уманцева. – Это в больнице текучка, пациенты все время меняются, а здесь человека можно десять лет и больше наблюдать. Конечно, нам эти бабушки и дедушки уже как родные. Дежурство у нас сутки через трое. Так те три дня, что дома, все равно о них думаешь…

Елена в геронтологическом центре работает с 1989 года – уже четверть века. Кстати, тут большинство сотрудников с большим стажем. А ведь работа очень тяжелая (и физически, и морально). Оказывается, все решает первый месяц. Многие, приходившие на вакансии, не выдерживают и этого срока. Но тот, кто через месяц не уходит, остается уже надолго.

- Случайных людей в нашем коллективе нет, - говорит директор центра Константин Больбат.

Вот Елена Уманцева одна из многих не случайных. Она даже из более легкого отделения социальной адаптации перешла в «Милосердие», где психологическая нагрузка больше, потому что больные-то лежачие.

- А мне здесь нравится, - говорит Елена Николаевна. – Да, тяжелее, но люди здесь более беспомощные, а значит – я им нужнее…

Думаю, что то же самое чувство личной ответственности и желание быть там, где они нужнее, объединяет абсолютно всех сотрудников самых тяжелых отделений геронтологического центра (вот они – на снимке). Таких отделений здесь три – два «Милосердия» и одно геронтопсихиатрическое. И всеми тремя руководит одна хрупкая женщина с сильным характером Наталья Васильевна Самарская. Раньше в каждом отделении был свой заведующий, но - что делать - оптимизация системы здравоохранения страны, имеющая благую цель повышения зарплат и побочный эффект в виде сокращения штатов, коснулась и медиков, работающих в учреждениях соцзащиты.

Но Наталья Васильевна на трудности не жалуется. Да, собственно, никто не жалуется. Все просто честно выполняют свою работу. Очень ценное свойство есть в этом коллективе – чувство локтя. Здесь не приходится уговаривать человека выйти на подмену или просто помочь. Все друг другу помогают. Да и как иначе, если даже искупать лежачего больного в одиночку сложно…

И еще один важный момент хотелось бы отметить. «Милосердие» - спасательный круг не только для пожилых людей, прикованных к постели, но и для их родных. Уровень зарплат и почасовая стоимость услуг сиделки зачастую просто несопоставимы. «Милосердие» не только предоставляет прикованным к постелям старикам должный уход и лечение, дарит им радость простого человеческого общения и надежду на хотя бы частичное восстановление утраченных функций. Это отделение, взяв на себя заботы о лежачих больных, дает возможность их трудоспособным родственникам полноценно заниматься работой. И в этом смысле оно тоже оправдывает свою социальную значимость и свое очень символичное название.

Центр притяжения добра

Здесь свой бильярдный клуб и президент этого клуба
Александр ПлотниковЗдесь свой бильярдный клуб и президент этого клуба

А вообще, и сам геронтологический центр мог бы носить такое название. Потому что все здесь происходит под знаком милосердия и огромного уважения к старикам, для которых этот центр стал их общим домом.

Хотя некоторые постояльцы еще вовсе и не старики.

Константин Больбат привел лишь один пример – не называя имен. Жила-была женщина, растила сына. Тот вырос, женился, родилась внучка. И все было нормально. А потом сын погиб в ДТП. К тому времени добрая бабушка уже переоформила свою квартиру на внучку. И та «в благодарность» вместе с мамой решила, что бабуле квартира уже и не очень нужна. И женщине, которой еще далеко до старческого возраста (еще и 60 не исполнилось) просто стало негде жить… Пришлось оформляться в геронтологический центр…

А некоторые пенсионеры и сами сюда просятся. «Не хотим, - говорят, - на лавке у дома сидеть, семечки щелкать… А у вас тут и общение, и кружки, и культурные программы».

Да, для тех, кто по состоянию здоровья может находиться в отделении социальной адаптации и восстановления (не нуждающихся в постоянном уходе), в центре множество возможностей для приложения физических и творческих сил. Одних только кружков по интересам двенадцать (бисероплетения, шитья, вышивания и т.д.). Даже свой бильярдный клуб есть и президент этого клуба, есть хор, который выступает на всех праздниках. Есть даже свой печатный орган с емким названием «Доброе слово», где авторами статей о жизни геронтологического центра выступают сами проживающие. А недавно к 70-летию Победы была переиздана книга «Опаленное детство», где Великая Отечественная представлена глазами детей войны – тех самых дедушек и бабушек, которые сейчас живут здесь.

Садоводам и огородникам тоже не приходится отказываться от полюбившейся им работы на земле. Территория центра – 3,5 гектара. Так что места для ведения натурального хозяйства много. Кто-то тут свою делянку разбил – овощи-фрукты выращивает. А проживающие в центре учителя биологии целое сообщество организовали – лекарственные травы выращивают. И свои пчеловоды тут имеются, и мини-пасека – двадцать ульев. Так что и медок тоже свой. А главное – люди заняты любимым делом. А это тоже терапия – не хуже, чем скандинавская ходьба, которая снискала популярность среди постояльцев.

Но кроме трудотерапии и просто терапии, есть еще синематерапия. Это когда любители кино смотрят какой-нибудь специально подобранный фильм, а потом обсуждают его вместе с психологом. Да много чего есть интересного, что позволяет людям чувствовать себя не одинокими и не старыми, а нужными и полезными. То есть жить полноценной жизнью и даже зарабатывать деньги.

Да-да, в центре и вахтеры, и лифтеры – тоже из числа проживающих. 22 человека работают на оплачиваемых должностях. Ну а общественников с активной жизненной позицией тут еще больше. Вот, например, уже знакомая нам баба Лида Домашнева была долгое время секретарем культурно-бытовой комиссии. Вообще общественное самоуправление очень помогает в работе администрации.

У геронтологического центра очень много добрых друзей. Это учреждения культуры, которые, как мы уже говорили, выделяют бесплатные билеты на концерты и представления. Это медицинские учреждения города, которые всегда при первой необходимости принимают на стационарное лечение стариков из СКГЦ, и благотворительные организации, которые стараются порадовать дедушек и бабушек подарками к праздникам. Это молодые ребята-волонтеры из Спасо-Преображенского реабилитационного центра, студенты аграрного университета и медицинского университета, которые в свободное время приходят, чтобы вывезти стариков на прогулку или просто пообщаться с ними… Хороших и неравнодушных людей у нас все-таки много. И Ставропольский геронтологический центр стал центром притяжения добра.

пожилые люди, геронтологический центр, социалка

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление