Не превращайте лето в пятую четверть!

.

Психологи просят родителей оставить детей в покое во время школьных каникул

Лето – долгожданная для школьников пора. Девять месяцев они трудились, как могли: занимались в школе, на курсах, с репетиторами. И вот, пока дети строят планы на беззаботный летний отдых, родители думают, чем бы их «загрузить». И даже лагеря отдыха подыскивают «со смыслом» - с изучением иностранных языков или технических наук… А письменный стол ребенка заставляют книгами, которые необходимо прочитать за ближайшие три месяца.

Наш корреспондент попытался выяснить: правильно ли поступают эти заботливые родители или все же перегибают палку и лишают ребенка единственной возможности полноценно отдохнуть? На актуальные вопросы ответил кандидат психологических наук генеральный директор московского психологического центра «Квартет» Антон Сорин.  

Первоклашки

- Антон Валентинович, предлагаю начать наш разговор с обсуждения проблем семей, в которых есть будущий первоклассник. Как правильно организовать его лето? Понемногу заниматься каждый день или, наоборот, забыть на какое-то время про школу?

- Лето – пора отдыха. Не нужно в это время пытаться наверстать то, чего не удалось достичь на более ранних этапах подготовки к школе. Учить ребенка читать, считать и писать нужно было раньше. А летом необходимо создать все условия для полноценного отдыха. Подготовлен ребенок или нет – первый год обучения в любом случае будет для него стрессом. И к этому новому и большому этапу жизни будущий первоклассник за лето должен накопить определенное количество ресурсов.

- Как в идеале должен выглядеть отдых первоклашки?

- Ребенок должен «оторваться» в хорошем смысле слова: вдоволь побегать, попрыгать, подвигаться, съездить на дачу или на отдых с родителями, набраться впечатлений, положительных эмоций, наесться овощей и фруктов. А если все три месяца он просидит за книгами, у него 1 сентября не произойдет смены обстановки. Это и для взрослого человека тяжело, что уж говорить о вчерашнем детсадовце. Ведь ребенок в детский сад тоже ходил, как на работу. И «трудился» там по 10 - 12 часов в сутки. Ведь все это время он жил по определенному распорядку, а не так, как ему вздумается. И это было большой нагрузкой, которую летом с него нужно снять.

Планирование, исполнение, контроль

- То есть летом первоклассников и учеников начальной школы лучше вообще освободить от всяческой учебной нагрузки?

- За исключением одного пункта: нужно требовать, чтобы ребенок обслуживал себя сам. И если какими-то навыками самообслуживания ребенок еще не владеет - летом его можно этому научить в ненавязчивой форме. Ведь школа требует от ребенка практически полной самостоятельности. Он должен научиться без помощи взрослых одеваться и раздеваться, чистить зубы, принимать душ, убирать за собой постель, правильно вести себя за обеденным столом, убирать после себя посуду и так далее. Если ребенок собирается пойти гулять на улицу или на занятия по интересам - он должен сам собраться: сложить в свою сумочку ключи от дома, телефон, носовой платок, нужные ему игрушки или вещи, необходимые в музыкальной школе, спортивной секции.

- Есть какой-то педагогический прием, который помогает все эти навыки освоить быстро и эффективно?

- Есть простая схема на все случаи жизни - она пригодится даже тогда, когда родители будут делать домашнее задание вместе с детьми. Это «планирование, исполнение, контроль». Сначала родитель вместе с ребенком обсуждает, что нужно сделать, показывает, как правильно это делается, потом ребенок это делает самостоятельно, а после родитель контролирует результат и обсуждает с ребенком, что сделано правильно, а что - нет. Например, летом вы собираетесь ехать в путешествие. Дайте ребенку сумку и поручите собрать его собственные вещи. Но прежде обсудите, что нужно брать, а что - нет. И не вмешивайтесь в процесс исполнения. А когда дело сделано - обсудите результат с ребенком: вот эту вещь ты правильно взял, а эта нам в поездке не пригодится, поэтому мы оставим ее дома. Вменяемый ребенок, не отстающий в развитии, с нормальной памятью и функционирующим вниманием (а таких детей – подавляющее большинство) любое дело или навык освоит с двух-трех раз.

Трудности – на пользу

- Но нельзя же без книг провести все лето?

- Если ребенок хорошо читает и ему это доставляет удовольствие - пусть читает, сколько угодно. Но учить его летом «с нуля» или тренировать скорость и качество чтения не нужно. То же и с письмом: нравится ребенку выводить крючочки и буковки и складывать их в слова - пожалуйста, пусть пишет. Но насильно сажать его за прописи или задачники нельзя! В школе ученику должно быть трудно, но выполнимо. А если за лето пройти всю программу на год вперед - что тогда ребенку делать в школе? Он не будет понимать, зачем туда нужно ходить. И удар по мотивации может быть таким, что человек на всю оставшуюся жизнь потеряет интерес к обучению как таковому. К тому же, если ребенок в школе не имеет каких-то продуктивных задач - он начинает хулиганить. Вряд ли к этому результату стремились родители, «напрягая» его все лето.

- Вернемся к летнему чтению. Ведь для каждого класса есть список литературы, который ребенок должен освоить за каникулы.

- Читать нужно не только летом, но и вообще – по жизни. Но осваивать этот список нужно так, чтобы это занятие не превращалась для школьника в каторгу. Тут родители и должны ребенку помочь.

- В чем должна выражаться эта помощь?

- Нужно следовать той же схеме, о которой было сказано: «планирование, исполнение, контроль». Вместе с ребенком нужно ознакомиться со списком и сразу определить те книги, которые он обещает прочитать летом. Это могут быть или наиболее интересные для него произведения, или самые сложные, с которыми лучше спокойно ознакомиться летом, а не в учебном году. Остальные книги из списка можно оставить в покое. Пусть выбранное школьник читает сам, а родительским контролем будет обсуждение с ребенком прочитанных книг.

- Сколько времени в день летом нужно посвятить чтению?

- Это зависит от того, насколько насыщенная программа отдыха ожидается летом у ребенка. Но, думаю, всегда можно найти хотя бы час в день на чтение – в поездке, в тихий час, перед сном.

- Аудиокниги – вариант, чтобы быстрее освоить летний план чтения?

- Они могут быть подспорьем, но не более. Аудиокниги можно использовать на отдыхе, в пути, пока вы добираетесь до какого-то места. Но переходить на них полностью, заменяя ими полноценное чтение обычной или хотя бы электронной книги нельзя – школьник должен видеть перед собой буквы и автоматически складывать их в слова.

Чтобы не стать трудоголиком

- А если у ребенка есть увлечение: музыка, рисование, иностранный язык или даже математика - то летом ему тоже лучше «отдохнуть» от этого?

- Летом школьник должен заниматься тем, что ему больше всего нравится. Если ребенок с удовольствием занимается музыкой, а летом его приглашают на музыкальный конкурс или художественный фестиваль - пусть едет и собирает там всевозможные награды! В поездке за границу он может практиковать иностранный язык, а юный спортсмен на отдыхе с родителями, скорее всего, не будет вылезать с баскетбольной или волейбольной площадки. Все это позволяет школьнику продемонстрировать уже полученные и усвоенные знания и умения. Но осваивать что-то новое летом не стоит. Если в каникулы ребенка по три часа в день запирать в комнате для занятий музыкой, физикой, математикой и так далее, то он это все возненавидит!

- А если ребенок добровольно «запирается» в четырех стенах и сидит все лето за учебниками?

- Родители должны насторожиться: их чадо делает первые шаги на пути к трудоголизму. В таком случае академические занятия лучше ограничить.

На каникулах обязательно должен быть период, когда ребенок занимается «ничегонеделаньем» - гуляет с друзьями, играет, рыбачит, спит, по мере сил помогает на даче и огороде, играет в компьютер – в меру, конечно.

Дело школы

- Антон Валентинович, но хотя бы недели за две до начала учебы есть смысл освежить в памяти прошлогодние знания, чтобы быстрее войти в колею?

- Это ни к чему. Вводить детей в учебный процесс после каникул – задача школы, а не родителей. Ведь 1 сентября никто не заставит школьников писать контрольную работу. И если учителя в первые дни учебного года говорят друг другу: «Мои как будто и не учились в предыдущем классе!» - это значит, что дети действительно хорошо отдохнули. А пройденный материал в «разгруженные» головы детей обязательно вернется. Но если родители своим чрезмерным усердием «сорвут» детям лето - дети потом «сорвут» учебный год. А вот это точно никому не нужно! 

 

Наталья КОЛОБОВА.

лето, каникулы, дети, школа

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление