Не профессия. Это образ жизни

Наталья Буняева

Не профессия.  Это образ жизни
Однажды мои знакомые попали в беду: старенькая бабушка, закрывшись изнутри, потеряла сознание в квартире, и вся семья, плача и пытаясь хоть как-то открыть добротную металлическую дверь, ждала спасателей. «Они приехали очень быстро! Дверь открыли в секунду: просто вырезали болгаркой кусок. А иначе никак — мы же на века эту проклятую дверь ставили… Бабушка оказалась жива, спасатели уехали, а мы так и не узнали их имен. Сначала собирались, потом стало некогда, а потом как-то неудобно… Как исправить ошибку?»

Очень просто. Сегодня мы беседуем с начальником поисково-спасательного отряда МУ «Служба спасения» Виталием Васильевым.

- Виталий Владимирович, вот люди, хоть и запоздало, благодарят…

- Спасибо. Мы стараемся быть в нужное время и в нужном месте.

- Сколько лет вы работаете в Службе спасения?

- Практически с самого начала, 11 лет уже. Пришел совсем юным, после армии, ничего толком не умел, учился буквально на ходу.

- Спасатель — просто профессия или призвание? Вот для вас это как?

- В первую очередь, призвание. А вообще — состояние души. Когда вижу, что кто-то нуждается в помощи, мобилизуюсь сам, стараюсь мобилизовать подчиненных. Работа тяжелая, но потом, когда ее сделаешь, такое состояние… Душа радуется.

- А дома разделяют ваши «состояния»?

- Да по-разному. Иной раз так устаешь, что и вину перед семьей чувствуешь, но сделать ничего не можешь. От усталости засыпаешь на ходу… Перед сыном стыдно: некогда порой заняться с ним уроками, повести в спортивную секцию. Он первоклассник и футболист! Занимается футболом серьезно. Надеюсь на его будущее.

- Помните самые страшные и самые веселые случаи из вашей профессиональной жизни?

- Самые страшные… Их так много! Да хоть что… Пожар, автокатастрофа, суицид. Едешь, и не знаешь, что тебя ждет. Особенно страшно, когда в этих катастрофах страдают дети. Вон, одни Барсуки нам как дались: мы же детишек тогда из садика спасали. Кругом вода, грязь, и мы на ногах не стоим от усталости… И деток выводим из опасной зоны. Простой человек будет стоять и смотреть, а спасателю-то надо работать с раненым или, не дай Бог, погибающим…

Смешное? Да каждый случай несет в себе оттенок трагизма. Вроде и посмеялись потом, когда дело сделали, и с другой стороны— каждый спасенный котенок — это чья-то живая радость. А вот еще «радость»: уж сколько времени прошло, а все ребята помнят и посмеиваются: пьяный мужчина провалился в уличный туалет. Да так, что собой проломил все доски и оказался в яме чуть не по уши. Еле вытащили его. Так он на радостях полез нас обнимать! Не помню, успел кого приобнять или нет… Но с другой стороны — не успели бы мы, и какая бы смерть ждала этого человека? А так, может, понял, что пить все-таки вредно…

- Виталий Владимирович, сейчас профессия спасателя довольно актуальна. Где можно учиться, чтобы стать спасателем?

- Знаете, это все равно, что спрашивать: где учиться на врача? Да есть и институты, и академии… Но если в душе нет призвания, нет сопричастности к сообществу людей, в котором кто-то в беду попадает, то есть ли смысл становиться спасателем? Вот простая ситуация: бабушка упала дома и лежит на полу три дня. Без воды, еды, лекарств и туалета. Спасатель входит в квартиру, слава Богу, успевает помочь старушке. Но при этом надо учесть, что в квартире будет не просто тяжелый запах, надо помнить, что бабушка хочет пить, и питье может вызвать определенные реакции организма… Тут надо отключать (и навсегда) определенные чувства: брезгливость, нежелание взять ее на руки, положить на диван: она же на холодном полу лежала… Да множество ситуаций. А если в квартире собака сошла с ума? Бывает же: вызывают нас люди, а к дверям подойти не могут — перед ними беснующийся зверь, бывший еще вчера безобидным бобиком… У нас очень сложная в психологическом плане профессия. Ситуаций столько, что можно рассказывать часами и днями напролет. И таких историй у каждого спасателя вагон и маленькая тележка. Надо быть сострадательным психологом, вот что… Надо уметь перешагивать через свои комплексы, фобии, ничего не бояться, многое уметь. Так что, собственно, обучение имеет смысл, конечно. Как завещали: учиться, учиться и еще раз учиться… Основные знания дадут в учебном заведении, а жизнь внесет свои коррективы.

- Виталий Владимирович, а кто из «простых» может назвать себя спасателем?

- Да множество народа: доноры, те, кто взяли на себя заботы о пожилых соседях, да хоть те, кто старушку через дорогу перевели… Если человек протянул руку другому, он спасатель… Но по жизни так и должно быть, правда?

- Что бы вы хотели пожелать спасателям в профессиональный праздник?

- Прежде всего — крепкого здоровья! Семейного благополучия и любви. И традиционное: пусть у наших спасателей будет поменьше работы. Мы будем спасать и котят, и щенят, но как же хочется, чтобы люди не попадали в серьезные переделки и не несли горе в свои семьи. Вот и желаю спасателям быть всегда готовыми к любым сложностям жизни. Трудная наша профессия… Оптимизма желаю каждому, и вам тоже!

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление