Неизвестный подвиг

Елена Павлова
История, о которой хочется рассказать, произошла в начале ноября – только 34 года назад. Вся страна готовилась к празднованию очередной годовщины революции – ведь в 1973-м День народного единства еще не отмечали, а вот единство между народами было. Не разделяла тогда нынешние страны СНГ - Россию, Армению и Азербайджан - государственная граница. В зоне ответственности Закавказского Краснознаменного особого пограничного округа, на заставах меж азербайджанскими и армянскими селениями несли службу русские солдаты. Теперь они уже немолоды, но даже те, кто после армии выбрал гражданскую профессию, до сих пор чувствуют пожизненную и нерушимую связь с границей. Может быть, оттого, что многие не понаслышке знают, какой ценой достигается незыблемость наших рубежей Вот и нашему читателю Владимиру Белицкому довелось это увидеть собственными глазами. И тем, что он увидел тогда, Владимир Александрович решил поделиться со всеми нами. Чтобы знали, чтобы помнили… 3 ноября их, слушателей курсов молодого бойца, подняли по тревоге. Из Гадрута, где дислоцировалась учебка, везли долго, на вопросы «куда?» отвечали коротко: «Узнаете на месте». «Местом» оказалась их собственная застава Меньжевань, откуда сержантов на курсы и отправляли. Там только пояснили: «Утром в этих местах был воздушный бой. За горой рухнули оба самолета – наш и нарушитель». К месту крушения добирались долго – путь в гору был сложен, уклон градусов 45. Когда пограничники достигли вершины, глазам открылась картина, которая по сию пору стоит у Владимира Александровича перед глазами. Взбуруненная земля, поваленные, словно срезанные, деревья. Оборванная стропа парашюта. Сломанное крыло с красной звездой… И груда металла – все, что осталось от советского истребителя. Самолет-нарушитель лежал тут же, неподалеку. Он пострадал при падении значительно меньше. Потом выяснилось, что летчики смогли катапультироваться. Их вскоре задержали и доставили на заставу местные жители. Пограничникам, которые работали на разборе обломков, объяснили, что наш истребитель таранил самолет, вторгшийся в воздушное пространство СССР с территории Ирана. Только несколько лет спустя, уже после демобилизации, сержанту Белицкому довелось узнать, как все это было. Судьба свела с человеком, который в ту самую ночь на 3 ноября 1973 года нес боевое дежурство на радиолокационной станции, которая засекла вторжение с иранской территории самолета-нарушителя. В воздух сразу были подняты два советских истребителя. «Иранца» пытались посадить. А через какое-то время — и сбить. Видимо, нарушитель был оснащен мощной системой защиты – сбить не получилось. Отстрелявшись, первый истребитель вышел из боя. Второй продолжил преследование. У него тоже был израсходован боезаряд. Тогда пилот направил свою машину на противника. Неизвестно, какое задание выполнял нарушитель, который, пройдя по линии границы, взял курс на Ереван и успел углубиться на территорию СССР на 60 километров. Был это самолет-разведчик или у него была другая цель? В любом случае, осуществить он ее не смог. Потому что никому доселе неизвестный капитан Егоров принял решение идти на таран. Команды идти на таран по рации летчику поступить не могло – по той причине, что ее просто не существует. Такое решение пилот всегда принимает сам. Капитан Егоров остановил нарушителя границы ценой собственной жизни. Сержант Белицкий после армии долго пытался выяснить, кто он был, этот летчик, и откуда родом. Удалось узнать лишь, что капитан Егоров – выпускник Качинского училища, после гибели ему было присвоено звание Героя Советского Союза. И все. Но до сих пор периодически вспыхивает в памяти потрясшая его когда-то картина: два лежащих на склоне горы возле маленького селения Цар разбитых самолета и обломок крыла с красной звездой.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов