Нельзя погибать на работе!

Лариса Ракитянская

Как мы уже сообщали, в нашем городе ситуация с травматизмом на производстве дает повод к тревоге. Главный государственный инспектор по охране труда Александр Здровиков рассказывает сегодня корреспонденту «Вечерки» о случаях, зафиксированных на предприятиях Ставрополя в ушедшем году, – в первую очередь о тех, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья, а то и к смерти.

Строительство, промышленность, коммуналка – «травмоопасные» отрасли

- Александр Алексеевич, по каким критериям определяется степень «тревожности» в деле охраны труда?
- В первую очередь, это сравнительные цифры. Судите сами: в 2011 году в хозяйствующих субъектах краевого центра произошло 27 несчастных случаев с тяжелыми последствиями (я имею в виду групповые, с тяжелым и смертельным исходом). Тогда погибли девять человек. А в 2012 году 10 работников получили смертельные травмы. Зарегистрирован и значительный рост производственного травматизма с тяжелым исходом (на четыре случая больше, чем в 2011 году).

- Какие отрасли специалисты считают наиболее «травмоопасными»?
- Строительство, промышленность, ЖКХ и социальные услуги. К примеру, пять из десяти несчастных случаев со смертельным исходом произошли в строительстве.

- Почему так?
- Анализ показывает, что львиная доля причин смерти на производстве – типична: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологического процесса, некачественное обучение персонала и инструктажа работников по приемам безопасного ведения работ и даже – неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест.

- Откуда вы это знаете?
- Знаем, потому что видим: в прошлом году главными госинспекторами по охране труда на предприятиях Ставрополя было проведено 290 проверок, в ходе которых выявлено 3580 нарушений требований безопасности труда.

Падаем, горим, тонем…

- Александр Алексеевич, приведите примеры наиболее тяжелых случаев…
- Весной прошлого года в ООО «ЮгСтройПодряд» на строительстве жилых домов в «Перспективном» произошел несчастный случай с машинистом башенного крана. Он и два стропальщика получили от прораба задание по устройству и продлению кранового пути с использованием башенного крана марки КБ-403Б. Надо было переместить дорожные плиты весом около 5,5 тонны в конец кранового пути. Машинист, подняв груз на высоту около пяти метров, начал поворот башни крана. Но кран вдруг упал, а машиниста выбросило из кабины. От полученных тяжелых травм он скончался в больнице.

- Из-за чего упал кран?
- Была превышена его грузоподъемность на этом вылете стрелы аж на 85 процентов. А все потому, что не работал прибор, ограничивающий грузоподъемность на данном вылете стрелы. Специалисты назвали еще одну причину: невыполнение своих должностных обязанностей лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию крана.

- У этого крановщика не было надежды спастись?
- Была, если бы соблюдались правила! Да и в других случаях возможность выжить зависела вроде бы от простых вещей. Например, элементарный предохранительный пояс: рабочий не взял его на высоту, а прораб не настоял или не заметил. Вот и погиб плотник-бетонщик ООО «СтавРегионСтрой», упав с седьмого этажа. Вместе с напарником он выполнял демонтаж опалубки балконов; элементы опалубки переносили башенным краном на другое место – вот они-то и столкнули человека вниз!

- Падение с высоты на стройке – случай, к сожалению, почти типичный, - продолжает А. Здровиков. - И «лихачество» здесь – не редкость, причем иной раз – напоказ и в нарушение распоряжений мастера или бригадира. Так было с плотником ООО «СтавМедСтрой», который не послушался своего начальника и стал подниматься на подмости для того, чтобы продолжить разбирать шиферную кровлю. Он достиг цели, но, как только ступил на шифер, хрупкий материал под ним прогнулся и разрушился. Рабочий упал с высоты четырех метров на бетонный пол, ударился головой и получил травму, не совместимую с жизнью… Почти при таких же обстоятельствах получил тяжелую травму и электросварщик ОАО «Спецконструкция» - при замене шиферной кровли он упал с высоты вместе с приставной лестницей.

Есть и не менее страшные примеры. Вот случай, произошедший в ООО «Планета потолков». 14 февраля прошлого года бригада в составе монтажника и разнорабочего монтировала потолки в квартире частника. Использовался 12-литровый газовый баллон с пропаном. Его установили у батареи парового отопления. Во время монтажа внезапно произошел громкий хлопок в том помещении, где стоял баллон. Туда и направился рабочий, чтобы узнать, что случилось, но он тут же был охвачен пламенем. Его и хозяйку квартиры успел вытолкнуть на улицу напарник, и все пострадавшие были доставлены в больницу.

А разнорабочий ООО «Ставметиз» погиб от огня при установке двух петель на замок 200-литровой емкости из-под горючей жидкости с предупреждающей надписью «Огнеопасно». Когда возникла необходимость «прихватить» вторую петлю на емкость с помощью электросварочного полуавтомата, произошел взрыв паров внутри емкости. Одного человека выбросило взрывной волной из слесарного помещения, а на другом загорелась одежда. Получив ожоги 80 процентов тела, разнорабочий скончался в больнице. Те, кто проводил эти работы, нарушили технологический процесс…

- А что может случиться в такой сфере, как ЖКХ, или на промышленном предприятии?
- Бригада монтажников выполняет работы на канализационном коллекторе. В колодце, расположенном выше, предварительно устанавливают шибер, регулирующий поток воды. Рабочий спускается в колодец на глубину семь метров и приступает к монтажу модулей. Вдруг резко повышается уровень сточных вод в колодце, у стоящего наверху рабочего из рук вырывается страховочная веревка, а в это время по коллектору уже несет тело монтажника. Его вытащили с помощью других рабочих и спасателей, но прибывшая бригада медиков реанимировать человека не смогла, несмотря на все усилия.

Поражения током тоже, к сожалению, не редкость. В ОАО «Иней» в октябре прошлого года произошел групповой несчастный случай при выполнении работ на трансформаторной подстанции. Короткое замыкание и огненная вспышка, и вот уже два человека получили ожоги кистей рук, головы и шеи. Причина – низкая квалификация; как ее следствие – несоблюдение порядка переключений. И еще – неисправность автоматического выключателя из-за длительной его эксплуатации без технического обслуживания.
Смерть от удара током настигла летом прошлого года монтажника ООО «Город ТВ Сервис». Он самостоятельно принял решение о закреплении кабеля на опорах троллейбусной контактной сети и переброске этого самого кабеля над опорами для дальнейшего крепления. Находясь в люльке автовышки, рабочий перебросил смотанный кабель с металлическим несущим тросом через дорогу – над линиями контактной сети. Кабель зацепился за ЛЭП 110 кВ, и человек был поражен техническим электричеством…

Не каемся…


- Александр Алексеевич, вы назвали немало причин трагедий. Но я знаю, что нерадивых к технике безопасности наказывают. Неужели это не действует?

- Видимо, не всегда! К примеру, мы в прошлом году отстранили от работы (до прохождения обучения и проверки знаний, инструктажа по безопасности труда) 336 работников предприятий города. К административной ответственности (штрафу) было привлечено 156 должностных и юридических лиц. Общая сумма штрафа составила 969 тысяч рублей. Но какие штрафы вернут погибших к жизни, а пострадавшим – вернут их здоровье?

- Я только надеюсь, - говорит
А. Здровиков, - что подробный рассказ в газете об обстоятельствах гибели людей на работе станет предостережением для многих: нельзя пренебрегать требованиями охраны труда, нельзя погибать на работе!

Другие статьи в рубрике «Происшествия»



Последние новости

Все новости

Объявление