«Неправильный» тонометр?

Лариса Денежная
Сейчас в редкой семье нет тонометра – увы, но «скачет» артериальное давление даже у молодых. Люди покупают, как правило, электронные приборы. Всего-то и делов: надел манжетку на руку при полном «автомате» или еще накачал грушу – и высветились на мониторе цифры АД, да еще и пульса. Однако к «электронике» многие стали относиться с подозрением. По крайней мере, в Центр защиты прав потребителей участились жалобы на эти приборы: мол, «грешат» в показаниях, дают на 15 - 20 и более единиц больше, чем механические. А то и вовсе «с ума сходят»: не могут остановить «пикирующие» цифры или вообще оные сбрасывают. У жительницы Ставрополя Валентины Федоровны Д. прибор «запротестовал» с первого дня покупки.

Женщина купила швейцарский полуавтоматический тонометр модели ВР/ВВ – 2 В 10 в аптеке частного предпринимателя. Валентине Федоровне его порекомендовала провизор: «Он недорогой и хороший. Я родителям такой же купила».

В тот же день Валентина Федоровна решила опробовать прибор. Но ни первая, ни вторая попытка не удалась. Тонометр сбрасывал цифры. Предположив, что чего-то не так с прибором делает, женщина пригласила молодую соседку: пусть на себе попробует. Тот же результат. Вспомнила: в подъезде доктор живет, уж она наверняка справится со «строптивой» электроникой. Соседка попробовала тонометр. «Так ведь он неисправный», - сказала доктор.

Валентина Федоровна решила сдать тонометр в аптеку и, если получится, обменять на другой. «Да вы просто не умеете им правильно пользоваться!» - заявила провизор. Женщина тогда попросила пригласить заведующую аптекой. Та унесла к себе в кабинет прибор на проверку. А вернувшись через несколько минут, объявила: «Тонометр работает. Менять ничего не будем!».

«Может, и вправду прибор заработал?» - подумала Валентина Федоровна. Вернулась домой с тонометром. Стала мерять давление. Увы, монитор даже не засветился. На следующий день поспешила в аптеку с твердым решением: не примут назад, на прилавке оставит товар.

Уговорить заведующую обменять прибор на другой, с доплатой, не получилось - та была непреклонна. В конце концов, сообщила: мол, возьмет тонометр на экспертизу. Но если он окажется исправным, Валентине Федоровне придется выложить немало денежек. Добавила: «Только учтите, это не так скоро будет».

По совету соседки женщина обратилась за консультацией в Центр защиты прав потребителей. Его специалисты посмотрели гарантийный талон на прибор - ни штампа аптеки в нем, ни подписи продавца. А ведь только при заполнении этого документа он обретает юридическую силу, и авторизованные сервисные центры берут на себя гарантийные обязательства по обслуживанию прибора. Есть ли такой в Ставрополе? К счастью, оказался. Работники фирмы «НЕФ» подтвердили: да, они обслуживают медицинские приборы швейцарской фирмы.

Поэтому на сообщение заведующей аптекой о том, что прибор отправят поставщику, с которым у фармпредприятия заключен договор на проверку качества товаров, «защитники» отреагировали: все это можно сделать на месте, в Ставрополе.

Вместе с представителем сервисного центра работники аптеки стали проверять тонометр. Уже при первой попытке прибор «заупрямился», сбрасывал цифры. В результате Валентине Федоровне обменяли прибор на другой, с доплатой. Подобрали нужную модель, которая учитывала индивидуальные особенности организма.

Однако, как рассказали специалисты Центра защиты прав потребителей, не у всех покупателей подобные ситуации разрешаются благополучно. Многим приходится долго ждать проведения проверки качества медицинских приборов – в тех случаях, если в Ставрополе нет авторизованных сервисных центров. Неточность измерений вообще трудно доказать. К тому же, как выяснилось, параметры давления зависят и от состояния человека, его возраста, чувствительности электроники. С учетом этих факторов нужно правильно выбирать ту или иную модель тонометра.

Советы дает руководитель авторизованного сервисного центра ООО «НЕФ» Наталья ЕФАНОВА:

- Во-первых, люди должны знать, что при покупке любых медицинских приборов обязательное требование – заполнение гарантийного талона. В нем указываются: номер модели и серийный номер, дата продажи, подпись продавца и покупателя. Последний тем самым подтверждает, что прибор проверен в его присутствии и проданный товар надлежащего качества. Только при заполнении этого документа авторизованный центр принимает на себя обязательства по его гарантийному обслуживанию. Иначе покупателю придется тогда решать проблемы с аптекой.

Перед тем как купить тонометр, пациент должен посоветоваться с врачом или фармацевтом, какую модель ему лучше купить. Если прибор качественный, то разницы нет – механический он или электронный. Но при этом нужно учитывать, что «цифровые» очень чувствительны. Любая нерегулярная пульсация артерий может повлиять на точность измерений.

Если человек болен атеросклерозом, у него со временем твердеют кровеносные сосуды, в результате через них идет слабый сигнал. Из-за этого также возможны погрешности при измерении давления электронными тонометрами.

Пожилым людям лучше покупать автоматические тонометры с манжетой на плечо. Потому как в полуавтоматическом, когда нагнетается воздух грушей, давление может измениться от физической нагрузки. А на плече, где сосуды крупнее, лучше слышен пульс и течение крови.

По вышеуказанным причинам пожилым людям не рекомендуется приобретать запястные тонометры.

Кроме того, погрешность в показаниях электронных тонометров может быть у людей, страдающих аритмией, тахикардией. Поэтому прибор может выдать неточные данные. Люди иногда проводят повторные измерения через какое-то время и выводят сами усредненный показатель. Обычно в инструкциях пишут, через какой интервал проводят следующие замеры, и эти правила обязательно нужно соблюдать. Особенно это важно для пожилых, у которых сосуды потеряли эластичность. Чтобы они успели восстановиться после предыдущего измерения, нужно не менее 20 минут. Да и неоднократное пережатие сосудов небезвредно.

Есть, кстати, модели электронных автоматических тонометров, которые имеют индикаторы аритмии. Они показывают, что во время измерения произошел сбой работы сердца и измерение нельзя считать точным. Некоторые модели автоматически делают трехкратное измерение, электроника их обрабатывает и выдает готовый усредненный показатель.

Выпуск подготовлен совместно с Центром защиты прав потребителей (ул. Ленина, 328/3, тел. 37-06-57) и отделом ЗПП комитета экономразвития и торговли городской администрации.

Пишите, задавайте нам вопросы, присылайте отклики по электронному адресу: denejnaya@vechorka.ru

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов