Непраздничные размышления в срезе СКФО

Елена Павлова

Непраздничные  размышления в срезе СКФО
20-летию от начала возрождения казачества России в конце сентября — начале октября было посвящено немало мероприятий. «Вечерка» о них сообщала. В эти же дни отмечало 20-летие и самое молодое из казачьих войск России — Ставропольское (СКВ). Конечно, состоялся Круг, и в этот же день — научно-практическая конференция «Казачество Ставропольского края: история, современность, будущее». Участие в ней приняли не только казаки Ставропольского казачьего войска, но и других казачьих организаций края, а также руководители организаций, входящих в краевое отделение Конгресса народов России, представители власти и духовенства. С большим интересом были восприняты доклады ученых Ставрополя, Ростова, Армавира. Особой темой стало обсуждение роли казачества в преломлении к нынешней ситуации на Кавказе. Так что не только о судьбе казачества шла речь на этой конференции.

Одно из лучших


Но обо всем по порядку.  Нельзя же не сказать о юбиляре. Ставропольское казачье войско в Союзе казаков России — одно из лучших. Так сказал Верховный атаман Павел Задорожный, присутствовавший на Круге. Выступление атамана СКВ Дмитрия Стригунова было кратким. Он обозначил лишь главный принцип, по которому живет войско, — общинность. И именно этого (когда жизнь строится не по воле сверху, а по решению общины, когда главенствующим является принцип «один за всех и все за одного») боятся те, кому удобнее править, а не управлять, диктовать, а не решать проблемы. Посему Ставропольское казачье войско от властей особой помощи не ждет и бюджетных денег не просит.  Экономическую основу, которая позволяет не попадать в зависимость, казаки выстроили самостоятельно.  Но при этом от  взаимодействия с властью СКВ не отказывается, ибо в любой административной команде всегда есть люди, которые готовы на конструктивное сотрудничество. С ними и работают. Тем более что помощь казаков сейчас очень востребована. Только за несколько месяцев казаки СКВ были плотно задействованы в серии мероприятий антитеррористической направленности на въездах в город и в конце лета, когда аномальная жара потребовала привлечения к проведению профилактических противопожарных мероприятий всех резервов. На Круге атаману СКВ было передано поздравительное письмо главы Ставрополя Николая Пальцева, где мэр благодарит казаков за активную гражданскую позицию и деятельное участие в жизни города. Ставропольское войско не входит в реестр, то бишь обязательств по несению госслужбы оно не принимало, но, и это подчеркнул атаман Стригунов, в случае необходимости готово и патрулировать, и охранять, и действовать в соответствии с возникшей угрозой...

Исторические параллели и современные меридианы


Конференция проходила с благословения архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. И начиналась, по традиции, с молитвы. Прозвучало и наставление священника:
- Мир лукавый. В нем много чего есть, но неизменным должны быть свобода и единство казаков.
Среди докладчиков не было людей далеких от казачества. Как выяснилось, не только выходившие к микрофону атаманы станиц и отделов Союза казаков России из Ставрополья, Дагестана, Краснодара, но и ученые, изучающие многовековую историю казачества и не менее драматичную историю его возрождения, – родовые казаки в поколениях. Так что неинтересных докладов не было. Обо всем, естественно, в одной статье не расскажешь. Доклад первого помощника атамана СКВ Павла Деева, возвращающий нас к истории Кавказской войны, построенный на исторических параллелях, подводил  к выводу, что казачество и сегодня справится со своей мироустроительной и миротворческой миссией, но именно сегодня очень важно, чтобы его не разделяли и не стравливали.
Доцент филиала  МГГУ имени Шолохова, первый атаман краевого Союза казаков Петр Федосов, не вдаваясь в хорошо известные уже подробности политики официальных руководителей реестрового казачества края, заметил только, что исключить казака из казаков нельзя. Если казаком человек родился, то казаком и умрет. Также Петр Стефанович подчеркнул, что, обращаясь к истории и традициям, организаторы мероприятий сами должны хорошо их изучить. Особенно это важно в работе с детьми. Он привел пример, как в детском лагере «Сосновый бор», где ТВКО собрало казачат из края, детям было предложено якобы в традициях Запорожской Сечи называть главный корпус Большим Кругом Терека, вожатых - гетманами, а начальника лагеря Андрея Погосяна — ни много ни мало Верховным атаманом всех казачьих войск... Хотя казаки знают, говорит П.Федосов, что в Запорожской Сечи был кошевой атаман, а Верховным атаманом в ту давнюю пору, как известно из истории,  считался наследник государя-императора...
Петр Федосов отметил, что нынешние законы о казачестве и тем более формы их реализации не удовлетворяют большинство казаков. Как может охватить весь спектр проблем казачества края, например, краевой комитет по делам национальностей и казачества, если он ни с кем, кроме Терского Войскового казачьего общества не работает, и чиновники комитета (отдела по казачеству) одновременно являются атаманами округа и отделов того же ТВКО. В сложившейся ситуации объединение, считает П. Федосов, придется начинать с нуля.
Заведующий лабораторией Южного научного центра РАН профессор Андрей Венков рассказал об исследованиях, которые ведут ростовские ученые. По его словам, он был немало удивлен данными, оказавшимися у начальника Генштаба РФ Макарова. Тот располагал цифрами, что казаков в России сейчас 7 миллионов, из них 700 тысяч состоят в реестре.
– Чтобы ставить какие-то вопросы перед государством, - говорит профессор Венков, - нужно располагать достоверными данными. А слыша такие цифры, при всем моем уважении к Генштабу,  я не могу не отметить, что даже в Первую мировую Россия смогла собрать в два раза меньше казаков. На данный момент казаков, которые служат в Вооруженных силах и правоохранительных органах, полторы тысячи... Так что мы поставили задачу посчитать, сколько вообще казаков живет вот хотя бы у нас, на Дону. Речь не о вступивших в казачество из интереса, из любви или из любви за деньги. Надеюсь, их потом посчитают и оценят. Нас интересовали только родовые казаки. Естественно, в хуторе, который в удалении от центра, казаков больше 90 процентов. Тут полностью сохранены традиции, уклад. Хутора, которые практически в городской черте или в непосредственной близости к шахтам, заселяются приезжими (необязательно из республик). Но даже там, где казаков — процентов десять, найди любого старика - и он от одного конца улицы до другого назовет казачьи дома и кто там живет. Сейчас много говорят о казачьем воспитании... Кадетские корпуса — это очень хорошо уже потому, что преподавательский состав мужской, плюс они дают детям знания по истории казачества. Но кадетский корпус не может воспитать казака. Казака может воспитать только семья. Это в крови, это с колыбели, с первых шагов закладывается...

Разделение на казаков и русских приведет к краху


Близится перепись населения, где каждый гражданин России будет указывать свою национальность.  Казалось бы, тому же Южному научному центру РАН это могло бы существенно облегчить работу. Достаточно посчитать, сколько указали в этой графе: «Казак»... Но тот же профессор Венков обращает внимание — чревато ставить разделяющие границы между казаками и русскими. На конференции этому было уделено особое внимание, хотя споров, кто такие казаки: национальность, народ, сословие, этнос, субэтнос, и не велось... Словом, это момент политический, а в контексте создания СКФО и ситуации на Кавказе в целом, наверное, даже геополитический.
В частности, и об этом говорил советник аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе доцент РГУПС Сергей Попов. Он напомнил, что политика разделения русских и казаков не нова, на Кавказе она уже применялась на практике так называемой «пятой колонной» в начале 90-х, применяется и сейчас, и реализация такой политики для Ставрополья означает крах.
– Задача сделать так, чтобы русские остались на Кавказе, озвучивается практически на всех уровнях, - говорит С. Попов. -  Мешает ее осуществлению полное отсутствие законодательной базы. Откройте любой документ, включая Конституцию, вы нигде не найдете слово «русский». Хотя это противоречит положению самой же Конституции о многонациональном народе, где каждая национальность имеет право на этническую идентификацию. Еще в 2004 году В. Путин распорядился довести до ума Концепцию национальной политики, которая готовилась еще «под Ельцина» в 1996-м, и с того времени устарела. Распоряжение не выполнено до сих пор, потому что на самом верху столкнулись величайшие силы из-за одного только положения «О государствообразующей или консолидирующей роли русского народа»... А время идет, и проблемы нарастают. Вот один только пример: в старину Кавказ общался между собой на кумыкском языке, знать знала еще арабский. С приходом России прижился русский. Что сейчас — кумыкский забыли, арабский не выучили, русские учителя уезжают — жители разных дагестанских аулов перестают понимать друг друга... Вот с этого начинается распад страны — с изживания государственного языка. Я благодарен ученым Южного научного центра РАН — они безоговорочно и настойчиво поддерживали положение «О государствообразующей роли русского народа», но та сила, которая против этого положения, мешает принятию Концепции национальной политики в целом. Так что тыла нет. О каком делении русских и казаков может идти речь? Нужно отставить все противоречия, и быть вместе.
И все-таки как быть с тем, что многие казаки считают, что перепись —  возможность заявить о себе как о народе с уникальной историей, традициями, культурой, с непридуманной и непривнесенной извне казачьей демократией? Тем более что в партийной «демократии», которая планомерно продвигается в том же ТВКО, от казачьей остались одни атрибуты.   
– Как верно заметил батюшка, мир от лукавого, - говорит Верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный. - Нас умело делят, умело стравливают. И это будет продолжаться, потому что мировая закулиса будет добиваться достижения своих целей. Самая большая угроза — духовная — не только для русских и казаков, для каждого народа России. Идет духовное разложение, уничтожение... О том, что в единстве сила, говорят много, но законодательного механизма объединения казаков на сегодня нет. Это многие и во власти понимают. Я всегда говорю, что у нас государственный аппарат единый, но кабинетный. В одном кабинете — люди, которые умеют государственно мыслить и работать, а во втором — все наоборот — оттуда пытаются блокировать и нас, и своих коллег из первого кабинета. Так что рассчитываем мы только на себя... Что касается переписи. Я однозначно не поддерживаю тех, кто отрывает казачество от русского народа. Всего один факт — при проведении последней переписи (2002 год) обозначались 120 национальностей, сейчас на наш выбор предлагается ни много ни мало ...1800. Например, сибиряк — это теперь тоже, оказывается, национальность. И таких новшеств много. Возьмем пример Казахстана — там русских было 40 процентов, украинцев - 18 процентов, белорусов — 7. Всех вместе — большинство, а каждый по отдельности — этническое меньшинство... Сейчас мы рассредоточимся на сибиряков, казаков и прочих. А потом нам скажут — а русские-то где, какая там  у них государствообразующая роль — их ведь совсем мало... А это ведь документ. Я определяю свою национальность в листе переписи так: русский казак. И рекомендую сделать это всем казакам. По этому вопросу мы консультировались с юристами — тут все законно, таким образом мы избежим размежевания с русским народом и обозначим свои казачьи корни. Все это детально обсуждалось на правлении Союза казаков России, в ближайшее время эти рекомендации будут переданы во все казачьи войска. Предлагаю всем задуматься над сказанным, особенно в срезе СКФО.
ФОТО Александра ПЛОТНИКОВА

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление