«Несказанный свет…»

Наталья Ардалина
В конце апреля прошла торжественная церемония награждения победителей краевого конкурса «Учитель года Ставрополья-2006». Тридцать восемь педагогов края состязались в профессионализме и мастерстве за право называться лучшими. «Фарфорового пеликана» и Диплом победителя в номинации «Педагоги-практики» получила учитель русского языка и литературы лицея № 14 г. Ставрополя Любовь Петровна Бутенко. Имя Учителя хорошо известно в нашем городе: за 32 года педагогического стажа Бутенко воспитала столько мальчишек и девчонок, что трудно подсчитать. И потому в день рождения к Любови Петровне пришли многие. Стол учителя был буквально завален цветами, а уроки шли своим чередом…

Я здесь живу…

После урока в 11 классе мы долго-долго говорили с Любовью Петровной о литературе. Да нет, скорее, о жизни. И наш разговор получился точной и емкой иллюстрацией к личности Учителя …

- Любовь Петровна, а вам не тесно в школе – ведь есть и мастерство, и опыт, и знания? Никогда не хотелось пойти выше, дальше?

- Вы знаете, люблю стоять у доски с мелом. Я вижу в этом какую-то симфонию удивительную! Когда объясняю блоком русский язык и литературу – это здорово! Только так и можно делать открытия! Наш разговор то и дело прерывается: в кабинет входят коллеги – поздравить, поговорить о делах.

- Любовь Петровна, вы тут долго будете?

- Да долго, долго! Я тут живу…

«Вы все-таки возьмете ноту си!»

А о своем «звездном», победном, уроке Любовь Петровна рассказывает сначала не очень охотно, но потом увлекается, и я узнаю «закулисные» подробности:

- На краевом этапе конкурса «Учитель года-2006» я давала урок в 25-й гимназии для 10-классников на тему «Мысль семейная в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сложная тема. Она и в «Анне Карениной» сложная, а в «Войне и мире» - вообще не разработанная. Мозги свернула ой-ой-ой как! Спасибо, тему назвали не за ночь перед уроком, так что подготовить удалось огромную рабочую тетрадь. Конечно, мне помогали коллеги! Трудность была еще и в том, что урок нужно было дать за 30 минут – таковы условия конкурса. Но я поняла: в эти полчаса можно успеть очень многое и «вытащить» главное. В ночь перед уроком прохронометрировала конспект, и получилось аж 95 минут. С ужасом подумала: а что же урезать?! Но потом просто скомпоновала мысль по-другому. И этот «толчок в спину» по времени очень помог. Все замечательно получилось.

Мне задавали на конкурсе вопрос: а каков ваш метод обучения? Проблемный! Спрашиваю ребят: почему Николай Ростов не женился на Соне – он не мог или не хотел? Не мог, отвечали, но только одна девочка сказала: не хотел. В эпилоге, говорит, была такая мысль: в Соне было много того, за что ценят людей, но мало того, за что любят. Я сказала: сразу тебе пятерку ставлю – надо же найти и запомнить из эпилога именно это! И тут сразу вышла на проблему: а за что любят? Они начали о своей семье говорить, а я прервала: у нас Толстой! За что можно любить женщину по Толстому? Почему Соня – это не идеал жены для Николая Ростова? Да потому, что она его не может преобразовать: она его не сделает хуже, но и не сделает лучше!

Окончание на 3-й стр.

«Несказанный свет…»

Начало на 1-й стр.

К этой теме я переделала стихотворение «Учителя года-93» Олега Парамонова, поместила в рабочую тетрадь. Он написал об учителях, а я на его «основе» – о семье. Урок закончен, дети не хотят расходиться, еще чего-то ждут. И тогда говорю: я вам подарок приготовила. Стихи. У вас же будет своя семья! И читаю: «Я все ж надеюсь на одно, молю на грани сил, что там, в своей семье, начавши с ноты до, Вы все-таки возьмете ноту си… Наверное, в таком итоге – главная цель любого урока литературы – говорить о жизни – сегодняшней, настоящей, будущей…

Любовь Петровна частенько на других своих уроках подводит итог в форме синквейна (от испанского Cing – пять. Это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк или построенное по определенному плану. – Л. Р.). И вот что написала Маша Трофимова из 25-й гимназии после конкурсного урока: «Семья Любящая и понимающая. Поддержит, поможет и похвалит. Хорошо, когда есть семья. Дружба». Об этом Любовь Петровна узнает после нашей второй встречи, когда материал будет готовиться к печати, и прокомментирует:

- Я называю таких ребят «говорящие дети»: они не боятся показать, что думают, и я не оцениваю их по принципу – правильно или неправильно ответил, – оцениваю за то, что правильно мыслили, по той дорожке шли, по которой я их вела… Когда работаешь на сильного ученика, остальные начинают хотеть «подняться». Вот Олегу я и за ошибки «четыре» поставлю, потому что я знаю: его надо поддержать. Любая маленькая победа в его жизни – это большая победа. А с кого-то выжму все, потому что я знаю: «запас мыслей» есть!

А Маша Трофимова, ученица 10 класса МОУ гимназии № 25 о том уроке написала так: «Любовь Петровна создала атмосферу девятнадцатого века (в кабинете стоял круглый стол со свечами, рядом – кресло, а на книжной полке – старинное издание романа «Война и мир») и мастерски сочетала ее с новыми технологиями: компьютерная презентация позволила нам ярче представить эпизоды романа-эпопеи, проанализировать отдельные сцены, сделать выводы. Благодаря Любови Петровне я поняла, что главные ценности в семье – это любовь, доверие и понимание, как у Ростовых, ум и деятельность, как у Болконских. Урок литературы для меня стал уроком нравственности, уроком жизни»...

Литература – это исповедь

В кабинете Л. П. Бутенко есть икона Божией Матери Почаевская, Вознесения Господня, образок Спасителя…

- Вы говорите с детьми о православии?

- Конечно! Дети сейчас это понимают лучше, чем это понимали мы в их возрасте. Многие ходят в церковь, и они искренни в таких порывах. А литература – это уникальный предмет, ведь ни в одном учебном плане мира нет этого предмета в том виде, как у нас, в России. Как сказал поэт: «Литература – это исповедь, под видом исповеди – проповедь, для тех, кого мы любим, – заповедь, для тех, кто ненавистен, – отповедь»… А литература XIX века насквозь пронизана Христом! Один Достоевский – классический пример, но и все-все остальное – тоже. Роман «Мать» М. Горького сейчас мы изучаем обзорно. И слава Богу! У меня один урок на него уходит, и, думаю, это не так уж важно – читали дети роман или нет, – я им сама прекрасно расскажу, о чем там речь. Но самое главное – я убедительно докажу им, что этот роман есть не что иное, как хождение Богоматери по следам своего Сына. Я задам им один вопрос: кто главный герой? Павел Власов. Следующий вопрос: а почему тогда роман назван «Мать»?..

Эротика…

на уроке

В феврале в нашем городе проходил второй (городской) этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2006», в котором приняли участие 27 учителей. Каждый представил на суд жюри свою педагогическую философию и урок в предметной области. Любовь Петровна победила, и тогда, и в очередной раз темой ее урока был разговор о жизни. Звучала она так: «Любовь? Любовь. Любовь!» ( по творчеству А. И. Куприна). Анализировали «Олесю», «Гранатовый браслет» и «Суламифь». Проблемный вопрос урока: а где же любовь-то? Размышляли, спорили, искали. А закончила тот урок Любовь Петровна неожиданно. В первую очередь – для жюри. Она прочитала детям стихотворение Валерия Брюсова «Помпеянка». Были сомнения и споры с коллегами: можно ли говорить с подростками об эротике? Бутенко доказала: нужно, если речь идет о высокой эротике!

Любовь Петровна дала детям задание: найти в стихотворении Брюсова художественную деталь, зерно сюжета, символ. И они нашли – тот же, что и в купринской «Суламифи»: «Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит…». И поняли самое главное: только настоящая любовь может вырвать «былое из земли», «чтоб память не угасла во вселенной»…

Впрочем, не только на конкурсах – на каждом своем уроке – Любовь Петровна устами классиков разговаривает с детьми о жизни. Вот и на том уроке о творчестве

С. Есенина Бутенко, читая стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ», вдруг остановилась на ответе менялы и сказала:

- Слушайте, мальчики! О любви в словах не говорят…

За Хрустальным пеликаном,

в Москву!

С июня 1989 года отсчитывается в нашей стране история конкурса «Учитель года». Это педагогическое состязание 17 лет выявляет лучших из лучших - тех, кто собственным примером доказывает необходимость и разносторонность учительской профессии. Защищать честь города и учительства Ставрополья предстоит в сентябре Любови Петровне Бутенко. Поздравляя ее с днем рождения и победой в краевом этапе конкурса, молодые коллеги пожелали Учителю новых педагогических успехов и открытий, а она сказала просто:

- Я пошла, а вы за мной!

И это девиз учителя – скрытый, ненавязчивый, но в нем – мудрость: учителем может быть только человек, из которого льется «несказанный свет» в детские души, и поток этот не прекращается ни на минуту, ибо он – сама жизнь…

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов