Неугомонный

Валерий Манин

дети войны

Этот год в России проходит под знаком празднования 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. На федеральном, региональных и местных уровне планируется масса мероприятий. Одним из самых масштабных является чествование россиян, чье детство и юность пришлись на военное лихолетье. Согласно президентскому Указу их выделили даже в отдельную социальную категорию – «Дети войны». Условно в нее попали наши сограждане, родившиеся в период с 1930 по 1945 год. Хотя в отдельных регионах эти даты несколько разнятся, впрочем, как и набор и размер предоставляемых льгот. Редакция газеты «Вечерний Ставрополь» совместно с краевой организацией ветеранов спорта решила опубликовать серию материалов о «детях войны» – ставропольских спортсменах, тренерах, физкультурных организаторах, внесших заметный вклад в развитие этой отрасли. Понимая, что объять необъятное невозможно, мы решили рассказывать о «детях войны», родившихся в период с 1935 по 1945 год. Первой публикацией под этой рубрикой стал материал в газете от 6 февраля 2020 года – «По зову алых парусов», рассказывавший об отдельных фрагментах жизни известного на Ставрополье спортивного организатора, отличника физической культуры и спорта Российской Федерации Анны Александровны Пеховой. А сейчас мы хотим рассказать о заслуженном тренере России, заслуженном работнике физической культуры Ставропольского края Александре Татаринцеве, который в эти дни отмечает свое восьмидесятилетие.

 

Конец лета 2015 года на юге России выдался аномально жарким. От испепеляющего зноя, казалось, спряталось все живое, от этого улицы населенных пунктов, через которые проезжал микроавтобус со ставропольскими легкоатлетами, отправлявшимися в Волгоград на первенство России, казались вымершими.

Александр Татаринцев, коренастый, седовласый мужчина, словно утомившись от вида этого вселенского безлюдия, оторвал взгляд от окна и уставился в раскрытую книгу. Книголюб и книгочей, он всегда и везде находил отдохновение и вдохновение в хорошей литературе.

Но насладиться любимым Иваном Буниным на этот раз тренеру не удалось. Данька Смольняковский, балбес и разгильдяй, но спортсмен редкой одаренности, из-за которого совсем не юный тренер и пустился в не простое даже для более молодых людей путешествие, вновь прицепился со своими вопросами «за жизнь».

– Ну расскажи, Гаврилыч, как ты в Питере тренировался с самим Ардалионом Игнатьевым.

– Во-первых, не в Питере, а в Ленинграде, а во-вторых, не тренировался, а наблюдал, как тренируется знаменитый советский бегун. Да и не он один.

Так уж случилось, что во второй половине пятидесятых годов прошлого века парнишка из ставропольской глубинки Саня Татаринцев после окончания общеобразовательной школы в селе Донском поступил в Ленинградский государственный техникум физической культуры. В то время и в техникуме, и в знаменитом институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта преподавали практически одни и те же педагоги. Многие из них совмещали педагогическую деятельность с тренерской работой. Вот один из преподавателей и брал с собой на стадион группу студентов, чтобы они воочию могли наблюдать за тренировками мастеров экстра-класса. В их числе и был заслуженный мастер спорта СССР, призер Олимпийских игр, чемпион Европы и трехкратный чемпион международного фестиваля молодежи и студентов Ардалион Игнатьев.

Кстати, там же тренировал своих спринтеров знаменитый Роберт Люлько – 19-кратный чемпион СССР. Вот и конспектировал Саша Татаринцев ход тренировок великих советских бегунов.

Вообще, Татаринцев всегда умел учиться. А жажда знаний у него была великой. Причем это касалось не только чисто профессии. С жадностью студенты того времени посещали театры, ходили на поэтические вечера, участвовали в знаменитых дискуссиях в Политехническом...

А еще Татаринцев любил ковыряться в книжных развалах. Там иногда можно было откопать такой шедевр... А потом все это читать и перечитывать. И впитывать многовековую мудрость.

Наверное, атмосфера Ленинграда – культурной столицы Советского Союза – и повлияла на формирование Татаринцева как личности. А то, что Александр Гаврилович личность, – для меня вопрос не дискуссионный. За последние десятка три лет постоянного общения, не могу припомнить ни одного случая, когда бы «Горилыч» (так за глаза его называют друзья и ученики) отошел бы от своих принципов. А это, поверьте, дело не легкое. Сколько проб-лем он из-за этого поимел, сколько шишек набил.

Да он и сам себя оценивает честно и нелицеприятно.

Мы что-то столько лет городим,

Под пастухами стадом бродим,

Впотьмах творим, не зная что,

Находим рубль – теряем сто.

Черту переступить не смеем,

Боготворим вождей своих,

А в землю спрятать не успеем -

Как тут же оскверняем их...

Однако при всей своей образованности и почти энциклопедической грамотности Татаринцев всегда был и остается до сих пор узким профессионалом. В своей профессии, как мне кажется, для него нет никаких тайн. Он успевает следить за всеми новостями в легкой атлетике, на практике проверяет предлагаемые новейшие методики. Что-то принимает, а от чего-то отказывается, невзирая на авторитет их авторов.

Но свято верит в непреходящую ценность человеческих отношений. Если что-то необходимо для достижения конечной цели – Татаринцев пойдет на любые жертвы.

– Помню, как в «лихие девяностые» резко уменьшилось финансирование училища олимпийского резерва – места, где Александр Гаврилович работает в последние несколько десятилетий. Как он переживал, глядя на явно недоедающих спортсменов! А поняв, что обстановка с финансированием в лучшую сторону быстро не изменится, стал решать ее по-своему. Я сам неоднократно видел, как Татаринцев приносил из дому ведра с «харчами». Не убежден, что это радикальным образом повлияло на физическое состояние ребят, но вот в моральном отношении группа Татаринцева стала еще крепче. Спортсмены поверили друг в друга, поняли, что они – одна семья. Ну а семьей всегда легче переносить трудности.

Впрочем, к своим ученикам Александр Гаврилович всегда относился, как к родным детям. Были случаи, когда его подопечные просто жили у Татаринцевых дома.

Тут надо особо сказать о семье Александра Гавриловича. Складывалась она не сразу и не просто. Да и далеко не все верили, что из союза двух красивых, но уже сформировавших личностей, обладающих твердыми жизненными принципами людей может получиться прочная «ячейка общества». Так ведь получилась!

Татьяна Ивановна, сама спортсменка и руководитель высочайшей квалификации, стала и вот уже много десятилетий является не только верной подругой, но и надежнейшим тылом для Александра Гавриловича. А испытаний на их долю выпало – выше крыши. Но вырастили сына, который пошел по стопам родителей и стал тренером легкоатлетов. Сейчас помогают Сергею воспитывать следующее поколение. Вроде бы получается. По крайней мере, внучка Настя радует старших успехами в учебе и спорте.

Такая фанатичная преданность профессии не могла не дать результатов. За свою долгую тренерскую карьеру Александр Татаринцев воспитал для страны более двух десятков мастеров спорта! Причем все они – мужчины. Те, кто хоть немного разбирается в спорте высших достижений, знают, что вырастить классного легкоатлета гораздо сложнее, что легкоатлетку. Специфика анатомии, физиологии и психологии.

Целая дюжина ставропольских легкоатлетов, прошедших школу Татаринцева, в разное время входила в национальную сборную страны. Пятеро из них привозили медали с чемпионатов и розыгрышей Кубка Европы, а на чемпионатах страны добыли более полутора сотен наград!

А сколько из них нашли применение своим силам за пределами спорта! Как-то на рыбалке я вынудил «Горилыча» рассказать о судьбах его лучших учеников. Реестр оказался длиннющим. Там нашли место и ученые, и врачи, и военнослужащие, и руководители различных рангов и направлений, и даже сотрудники спецслужб...

Среди них доктор экономических наук, профессор Татьяна Ледович; работающий в Северодвинске заслуженный учитель России Александр Неберикутин; «изобретатель» «Александровской мили» начальник отдела молодежной политики, физической культуры и спорта района Владимир Шеховцов; кандидат педагогических наук, доцент СКФУ, мастер спорта по легкой атлетике Татьяна Иванова-Прокопенко и многие другие. А 22 воспитанника Татаринцева плодотворно трудятся в городах и районах нашего края в сфере физического воспитания молодежи.

Ясно, что такая самоотверженная многолетняя деятельность не могла не быть высоко оцененной. Александр Татаринцев – заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры и спорта Ставропольского края, отличник физической культуры РФ, кавалер почетных знаков «Спортивная слава Ставрополья» и «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации», награжден медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», удостоен премии губернатора и звания почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа...

Как показало время, мучился тогда по жаре более 560 километров Татаринцев не зря. В Волгограде без его помощи Смольняковский мог не только бы остаться без медалей, но и Ставрополье рисковало потерять одного из своих наиболее перспективных молодых легкоатлетов. Уж больно активную «охоту» на юный талант устроили «специалисты» из более финансово благополучных регионов.

Увы, Ставрополье уже довольно долго является донором для ряда субъектов Российской Федерации. Стоит только в крае появиться перспективному спортсмену – как он тут же со стороны получает лестное предложение сменить прописку. И далеко не всегда отдаленная перспектива блестящей спортивной карьеры берет верх над экономическим благополучием в самое ближайшее время.

Четыре года назад Даниила Смольняковского удалось удержать на Ставрополье. В некотором роде этому содействовал тогдашний главный тренер сборной России по легкой атлетике олимпийский чемпион Юрий Борзаковский. Увидев, как тактически грамотно Смольняковский построил свой победный финальный забег, Борзаковский подошел к Татаринцеву: «Скажи, Гаврилыч, правда, твой пацан похож на меня, молодого? Дерзкий, умный, скоростной. На Токийскую олимпиаду, может, подготовить не успеешь, а к следующей постарайся – у нас средневиков международного уровня явно не хватает». А дуэт Татаринцев – Смольняковский между тем штамповал одну победу за другой.

В том же счастливом сезоне, выступая в Краснодаре на первенстве России среди УОР и СДЮСШОР, Смольняковский побил рекорд другого знаменитого ученика заслуженного тренера России А. Татаринцева – Алексея Олейникова, державшийся почти четверть века, пробежав 800 метров за 1 минуту 50,53 секунды. А это уже солидно!

Поняв, что главный тренер поддерживает Татаринцева, «купцы», поздравив ставропольцев с победой, тихонько ретировались.

Но ненадолго. Спустя пару лет Смольняковский все-таки перебрался из Ставрополя в соседний регион. Увы, финансовая составляющая в нынешней жизни общества играет все большую и большую роль...

Не знаю, пойдет ли на пользу талантливому парнишке смена тренера, но вот Александр Гаврилович, довольно длительное время выглядел потерянным. Вроде бы не впервые ученики покидают его. Но почему-то именно отъезд Даньки оказался наиболее болезненным...

Однако не в характере Татаринцева опускать руки. И снова (уж в который раз!) знаменитый тренер занят поиском нового таланта. Уверен, и на девятом десятке лет Александр Гаврилович еще не исчерпал весь свой потенциал. Могу с кем угодно побиться об заклад, что спустя некоторое время в руках «Горилыча» заблещет очередной бриллиант. Ну не может такой оптимист, как Татаринцев, в очередной раз не добиться успеха! Кстати, свое жизненное кредо он сам как-то изложил в стихотворной форме.

Слыл гордым и гнулся не очень.

Лбом стучался в закрытую дверь.

Оттого до сих пор кровоточат

Раны прошлых обид и потерь.

Спотыкаясь по жизни дорогам,

Сам судья себе и господин,

Понял я, что великих так много

В этой жизни, а я в ней – один!

75-летие Великой Победы, дети войны, заслуженный тренер России Александр Татаринцев

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление