«Неженская» профессия: как минусы превращаются в плюсы

Наталья Ардалина

Восьмого марта все женщины такие красивые, воздушные, улыбчивые, где-то немного легкомысленные. И даже думать не хочется ни о чем, кроме как о цветах и конфетах, новых нарядах и весеннем солнышке. Наверное, именно так представляют себе прекрасную половину человечества мужчины в этот праздничный день. Однако есть девушки, в чьих прекрасных головах ни на секунду не прекращается работа над раскрытием очередного особо тяжкого преступления. Выходные и праздники не для них, потому что где-то ходит еще не пойманный убийца.

Майор полиции Елена Немичева работает в «убойном» отделе управления уголовного розыска краевого полицейского главка уже пятый год. Хотя в свое время ее мама сделала все, чтобы дочь избежала этой судьбы. Сама Лариса Владимировна, проработав в уголовном розыске много лет, прекрасно понимала, что для девочки это не лучшее место. Но слова словами, а дочь росла на правильных примерах: оба родителя - сотрудники милиции, отец начинал свою службу участковым уполномоченным, затем трудился в дежурной части, в миграционной службе. Поддавшись уговорам матери, Елена сразу после школы так и не смогла определиться с выбором профессии, поэтому поступила в сельскохозяйственный университет на два факультета разом. Все свободное время отдавала учебе, затем — работе в ФМС. Совсем немного потрудившись на «бумажных» должностях, Елена отправилась в рейды «отлавливать» незаконных мигрантов, возбуждать административные дела, выдворять гастарбайтеров... и поняла, что этого ей мало, хочется чего-то большего. Поэтому параллельно с работой девушка поступила на юридический факультет. К этому времени мама уже понимала, что ее мечтам о спокойном быте для дочери не суждено сбыться.
Получив заветный диплом, Елена перевелась в органы внутренних дел. В Центре противодействия экстремизму и терроризму она получила отличный опыт аналитической работы, при этом попутно познакомилась и со всеми особенностями оперативных мероприятий, проводимых на местах. И, наконец, исполнила свою мечту: стала оперуполномоченным уголовного розыска.

Собственно, девушки в «убойных» отделах встречаются, но чаще они все же занимаются «бумажными» делами. Елена же сразу сказала: я буду работать наравне со всеми, докладывать о работе, проделанной мною, а не кем-то другим, и справки писать о том, что сделала сама. На что получила пусть жесткий, но честный ответ: попробуй, но если не справишься — вернешься к «бумажкам».

С этого момента началась очередная учеба, уже практически «в полевых условиях»: днем Елена трудилась в составе группы по раскрытию убийства, а вечерами сидела над архивными уголовными делами, анализировала, какими методами и способами удалось установить преступника, доказать его виновность.
Сегодня она сама может дать мастер-класс свежеиспеченным операм. Хотя внешне осталась все той же девчонкой, которую вряд ли всерьез воспримут матерые уголовники. С одной стороны, это минус - именно так считает заместитель начальника управления уголовного розыска Евгений Дудецкий. Хотя девушки и сдают все нормативы по боевой и физической подготовке наравне с другими сотрудниками отдела, все же их одних на задержание не отправишь. Да и не только в глазах уголовников, но даже коллег в территориальных отделах, где она должна организовать работу группы, поначалу нередко читается неверие в ее способности, не бывает того почти безусловного авторитета, которым априори пользуются мужчины-оперативники. Однако современный мир таков, что грубой силой давно уже никому ничего не докажешь. И здесь на стороне девушек — именно неверие преступника в ее способности. Чувствуя себя более умным, хитрым и ловким, он невольно недооценивает противника и непременно на чем-то «прокалывается».

Впрочем, даже «проколовшись», современные преступники не торопятся идти с повинной: знаешь, что это я сделал — а ты попробуй докажи! Именно так обстояло дело с педофилом, который в 2014 году изнасиловал и убил 7-летнюю девочку в Минеральных Водах. Тело ребенка нашли в реке, а убийцу искали долгих четыре года. Елена Немичева работала над этим делом на протяжении двух с половиной лет, и сегодня можно сказать, что это именно ее усилиями преступление было раскрыто. «Я просто не могла дать сама себе покоя, все время сверлила мысль, что он где-то рядом, что он может повторить преступление, - рассказывает Елена. - И думала об этой малышке, которая из-за какого-то подонка никогда больше не пойдет в школу, у нее не будет выпускного бала, она больше не улыбнется родителям, а они никогда не обнимут ее...»

Елена по крупицам восстанавливала все события того дня: пришлось поработать с огромным количеством людей, сопоставить все свидетельские показания, найти противоречия между ними, понять, почему они не укладываются в единую схему. Конечно, «по горячим следам» раскрыть преступление гораздо проще, чем спустя четыре года: кто сегодня вспомнит, видел он человека в этом месте в понедельник или вторник? В деле о маньяке-педофиле все еще сложнее — он изначально не входит в круг знакомых ребенка, его психология куда запутаннее и темнее, чем у «бытовых» убийц. Имея всю информацию о том, кто окружал девочку, кто находился в этом районе в то же самое время, Елена не понимала, почему не видит убийцу.

Тем не менее она нашла кончик ниточки, за который оставалось только аккуратно потянуть, и клубок начал разматываться: оказалось, что один из свидетелей соврал в какой-то мелочи, затем выяснилось, что и в другом случае тоже сказал неправду. В конце концов Елена поняла, где он врет, поняла и зачем — чтобы отвести подозрения от себя. И тогда картина сложилась. Свидетелю, превратившемуся в подозреваемого, ничего не оставалось, как признаться в совершении страшного преступления. В настоящее время он уже осужден и отбывает заслуженное наказание.
«Несмотря на то, что работали в группе, раскрытие этого преступления — однозначно заслуга Немичевой, - говорит Евгений Дудецкий. - Изначально ничто не указывало на этого человека, но ее целеустремленность, методичность и даже «въедливость» в хорошем смысле этого слова дала свои результаты, после такого длительного срока, прошедшего с момента совершения преступления». 

Конечно, работа накладывает свой отпечаток на личность человека. Если на месте преступления Елена вполне спокойно может осмотреть тело и сразу «включиться» в поиск убийцы, то в жизни за пределами службы она иногда приходит в ужас от того, через какие «розовые очки» смотрят на мир все остальные люди. «Мои крестники четко знают, что близко к дороге подходить нельзя, разговаривать с посторонними людьми тоже нельзя, ни в коем случае не садиться к незнакомым людям в машину, ничего не брать у них», - рассказывает старший оперуполномоченный Немичева. При этом страха за собственную жизнь у нее так и не появилось, хотя был однажды преступник, который обещал вернуться и найти ее. «На самом деле, просто некогда думать об этом — только закончили одно дело, нужно браться за следующее. Здесь либо бояться, либо работать, а работу свою я люблю».
«К сожалению, на руках мы наших сотрудниц не носим, - отмечает Евгений Дудецкий. - Может быть, это и плохо, но не надо забывать, что у них у самих такая непростая задача — раскрыть особо тяжкое преступление».

Но 8 Марта — особенный день и для девушек, которые запросто могут о нем забыть; и мы, в том числе от лица всех сотрудников уголовного розыска, поздравляем Елену с этим замечательным весенним праздником.

8 марта, полиция, Елена Немичева

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»



Последние новости

Все новости

Объявление