Никита Михалков: «Я не настолько талантлив, чтобы быть беззащитным»

Валерия Хващевская

Никита Михалков: «Я не настолько талантлив, чтобы быть беззащитным»

Известный российский режиссер критикует критиков, пророчит успех «Цитадели» и готовится в седьмой раз стать дедушкой.

Интервьюировать Михалкова – дело не из легких. Потому что Никита Сергеевич не просто отвечает на вопросы журналиста – он тут же вступает в диалог, начинает сам задавать вопросы, иногда сам же на них и отвечает. То он «заводится с пол-оборота» - и кажется, что его ничем уже не остановишь. То обрывает себя на полуслове. То злится. То уходит в такие дебри, что боишься забыть – а с чего начали-то? Но в любом случает разговор получается не пустой и не праздный. Тем более что поводов встретиться с режиссером у нас было два, и оба хорошие: в мае в российский прокат выходит вторая часть фильма «Утомленные солнцем-2: Цитадель». А снявшаяся в одной из главных ролей младшая дочь режиссера Надежда в середине лета готовится впервые стать матерью. С этого мы и начали.

- Никита Сергеевич, правда, что вы скоро в седьмой раз станете дедушкой?

- Да, в седьмой. Я - как Брежнев, только у него было семь геройских знаков, а у меня награды – это мои внуки. 

- Вам кого бы хотелось больше: мальчика или девочку?

- Мне, если честно, все равно. Главное - чтобы ребенок родился здоровым.

- А правда, что Надежда вышла замуж без вашего согласия?

- Это вы, наверное, где-то прочитали? Я такого сказать не мог. Но не надо верить всему, что написано. Знаете, что на заборе бывает написано? Заходишь за него, а там - дрова… А вообще, я не люблю распространяться на такие темы - я оберегаю от журналистов и свою личную жизнь, и жизнь своих близких. Я очень уважаю Аллу Пугачеву, Максима Галкина, Филиппа Киркорова. Но не понимаю их: они все выставляют напоказ! Но когда в жизни ничего не остается для себя сокровенного, когда все выплескивается в народ: и моя жизнь, и мой дом, и мои зубы, и моя печень - когда все на продажу, то души не остается… Меня вот недавно спрашивали: правда ли, что я из-за жениха выгонял Надю из дома? Говорю: «Нет». Мне тут же в ответ: «Да ладно - правда, правда!». Кому-то хочется, чтобы именно так и было - это же «жареные» факты... А что касается вашего вопроса, то скажу, что мои дети – совершенно свободные люди. Единственное, о чем я их просил, когда воспитывал, - чтобы они помнили, откуда они родом, кто их предки. Все остальное должно происходить, исходя из этого осознания. И я уверен в том, что мои дети отвечают за то, что они делают.

- Никита Сергеевич, скажите: работать с родными людьми тяжело?

- Работать с родными - тяжело родным, потому что они получают больше всех. Но не денег, а испытаний. Это правда. Я бы никогда не сделал с другой актрисой того, что я делал, например, с Надей на съемках «Утомленных солнцем-2» - я бы просто ее пожалел. Представьте, идут съемки: зима, ночь и ветродуй, который дует не снегом, а цементом, чтобы сделать поземку - к сожалению, у нас такая технология. И вот эта девочка, моя дочь, которая под этим цементом задыхается - тащит то одного раненого, то второго, и так - дубль за дублем, чтобы добиться нужного результата! Я понимаю, как ей тяжело, но я не могу ее остановить, потому что Надя внутренне понимает: если она остановится, то все решат, что ее пожалели, так как она - дочь режиссера. Это мужественно, мучительно и достойно уважения…

- Многие зрители не оценили ваш фильм «Утомленные солнцем-2: Предстояние». С чем вы это связываете?

- Я знаю ценность этой кинокартины, и знаю, как она нам досталась. Но я надеюсь, что соединение «Цитадели» и «Предстояния» даст хороший результат и полное ощущение того, что мы хотели сказать. Первая часть – это метафизика разрушения, а вторая – метафизика созидания. Но в то же время я понимаю, что зрителям не хочется работать – думать, делать выводы... В кино не ходят и не хотят ходить на сложные картины. Конечно, можно снимать «Яйца судьбы» - и зрители просто будут есть попкорн в кинозале и ухахатываться, и при этом ни о чем не думать… А в моем фильме идет речь о таком сложном периоде, как Великая Отечественная война. Знаете, я не хочу уходить в долгую дискуссию по поводу «Предстояния»: что там правда, что неправда, и так далее - когда выйдет вторая часть, тогда и поговорим… Я хочу сказать о другом: у нас изначально к русскому кино относятся предвзято, с большими требованиями, а к американскому - вот парадокс - совершенно по-другому! То есть западным кинолентам все можно. Ну что там показывают? Про вампиров, про убийства, пошлые комедии… Но сами себе мы ничего этого простить не можем! Даже если бы я или, например, Владимир Хотиненко сняли полностью американскую картину с Сигалом в главной роли, то нам бы такое тоже не простили никогда! 

- То есть вы считаете, что критики относятся к вам необъективно?

- Меня интересуют задачи, которые ставят перед собой критики. Для чего они это все пишут - чтобы унизить меня, оскорбить? Меня не унизишь и не оскорбишь. Я не настолько талантлив, чтобы быть беззащитным. Если ты пишешь, чтобы мне помочь или чтобы поговорить со мной, - тогда я за такую критику благодарен. Критика должна быть созидательной, а наша – истребительна! Российскую кинокритику надо закопать на пять метров в могилу и сверху посадить цветок! Потому что в ней нет трепетного отношения к тому, что они критикуют. Знаете, что наши критики написали, когда картина «Предстояние» не получила в Каннах призов? «Ура, мы сделали это!» Ребята, вы чего? Вы больные? Вы не любите Михалкова - да Бог с ним! Но это же – наше отечественное кино. Там русские актеры, там русские деньги - все оставшиеся в стране... Это же ваши соотечественники сделали! И они пишут, что картина имеет провал в Каннах. Да вы посмотрите ролик - 20 минут люди стоя аплодируют! Это, по-вашему, провал?! 

- Никита Сергеевич, каким вы видите будущее нашего кинематографа?

- Если честно - я немного боюсь за будущее кинематографа. Боюсь тех технологий, которые сейчас появились. Знаете, когда ты используешь компьютерную графику, для того чтобы усилить какое-то эмоциональное ощущение или психологическое состояние персонажа, это одно. А когда ты хочешь меня поразить тем, что у человека голова поворачивается на 360 градусов - да, это захватывает, но это - не главное! Я все-таки надеюсь, что наша великая русская кинематографическая школа не умрет. Если мы не потеряем корни, традиции. Я сейчас не говорю о том, что мы не должны пробовать что-то новое, но все новаторства должны идти только в сторону созидания. 

- Не хотите открыть свою творческую школу, или мастерскую, или вести свой курс?

- Я хочу открыть свою академию. Пусть меня услышат все - в том числе и Министерство культуры. Я хочу сделать академию Никиты Михалкова. Но в ней должны заниматься не абитуриенты, а те, кто уже что-то окончил - то есть для повышения их класса, и это важно. Многое, конечно, зависит от степени одаренности. Я люблю смотреть работы выпускников, их курсовые работы, порой они бывают очень интересными… 

- Как вы считаете: может ли плохой человек быть гениальным актером? 

- Гениальный актер, конечно, может быть мерзавцем. Но я с таким работать не смогу. Даже если он реально будет гениальным. Я не могу терпеть у себя на съемочной площадке неприятного мне человека. Я должен любить своего актера - иначе никак нельзя. 

- Никита Сергеевич, в мае выйдет вторая часть «Утомленных солнцем-2». А что дальше?

- Знаете, я сейчас заметил, что после того, как я восемь лет потратил на съемки фильма «Утомленные солнцем-2», и всего того, что потом я выслушал - у меня есть еще желание снимать фильмы. Я думаю, что мне есть еще что сказать людям…

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Да, вот он, наш современный высокодуховный "православный" режиссёр. Великая русская кинематографическая школа - это типа, когда родная дочка умирающему танкисту сиськи показывает? И Михалков недоволен американскими пошлыми комедиями? Они хоть деньги собирают, в отличие от него. Он в претензии к Яйцам Судьбы? А фриц, гадящий из летящего самолёта, чем лучше? Во всяком случае, ни пошлые американские комедии, ни Яйца Судьбы не поливают помоями историю ВОВ, чем занимается на громадные государственные деньги дорогой Никита Сергеич. Западный режиссёр за такие деньги снял бы конфетку, а НС снял то, что снял.
1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов