Николай Захаров: «В приметы не верю»

Николай Захаров: «В приметы не верю»

Говорят, цыплят по осени считают. Но Николай Захаров, руководитель комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя, делает это круглый год. Только с особым усердием и ответственностью считает он деньги городской казны. Конец и начало года для него и его коллег – самая горячая пора. Планирование и утверждение бюджета на год будущий, хлопоты финансистов из-за напряжённой ситуации с пополнением городской казны. Об этом и многом другом – в нашем сегодняшнем интервью.

- Николай Васильевич, фраза «Захаров денег не дал» очень часто звучит в стенах администрации города. У Вас, наверное, много недоброжелателей?

- Да, пожалуй, не больше, чем у других. Просто нужно понимать, что городской бюджет – это не чья-то личная свинья-копилка. Это тот кошелёк, за счёт которого целый год живёт город – ремонтируются дороги и больницы, выплачивается зар-плата учителям и врачам, социальные пособия малоимущим и многодетным семьям… И для того, чтобы рассчитать свои расходы, мы должны точно знать, какими будут наши доходы. Иначе в бюджете появляются дыры, латать которые очень тяжело. Утверждается городской бюджет перед началом нового года Ставропольской городской Думой. И когда среди года ко мне идут ходоки и просят денег на незапланированные расходы, то, естественно, получают отказ. Потому что потратить всё можно за пару месяцев, ну а потом что? Как жить дальше? Это те непреложные истины, которые должна понимать любая домохозяйка, не говоря уже о руководителях городских подразделений.
- Николай Васильевич, конец года у Вас выдался напряжённым - впервые бюджет Ставрополя на 2012 год сформирован с предельным дефицитом в объеме 10% от прогноза собственных доходов. Думаете, справитесь?
- Да, с изменением федерального законодательства в этом году мы потеряли значительную часть собственных доходов: транспортный налог и штрафы за административные дорожные правонарушения сейчас полностью поступают в краевой бюджет, доход от госрегистрации транспортных средств теперь идёт в федеральную казну. Понимая всю критичность ситуации, мы вели долгие переговоры с правительством края, в результате которых нам удалось добиться некоторых преференций для города. Это касается и величины субсидии на осуществление функций административного центра, и «отрицательного трансферта», и софинансирования строительства нового детского сада в Северо-Западном микрорайоне города.
- Эти меры исправят ситуацию?
- Отчасти. Большое беспокойство у нас вызывает собираемость платежей, сокращение недоимок и мобилизация дополнительных доходов в бюджет. Для этого нам потребуется не только усилить сегмент претензионно-исковой работы по принудительному взысканию платежей, но и тесно взаимодействовать с правоохранительными структурами. Кроме того, в этом году нам нужно вывести из тени малый бизнес, параллельно активизируя работу по созданию новых рабочих мест, благоприятных условий для бизнеса, ликвидации административных барьеров.
- Николай Васильевич, а как обстояли дела с доходами в прошлом году? Есть предварительные итоги исполнения бюджета 2011 года?
- Плановое исполнение прошлогоднего городского бюджета по доходам составляло 8 млрд 023 млн рублей, по расходам - 8 млрд 476 млн. Фактически же мы потратили в прошлом году 7 млрд 472 млн, а получили лишь 7 млрд 247 млн рублей. Ну а если в процентах, то план по доходам мы выполнили на 90%, а по расходам на 88%.
- При несложном подсчёте получается, что недовыполнение плана по доходам составило около 776 млн рублей. Это всё недоимки налоговых платежей?
- Доходы в казну складываются не только из налоговых поступлений. Это ещё и платная деятельность наших бюджетных организаций, и безвозмездные поступления из других бюджетов. Налогами мы недобрали 156 млн рублей, по доходам от платной деятельности мы перевыполнили план почти на восемь миллионов. Оставшиеся 628 миллионов – это деньги краевого и федерального бюджетов, большая часть из которых – краевая субсидия на строительство в Ставрополе нового водовода.
- Почему мы не получили этих денег?
- Постановление о строительстве водовода подписали в ноябре. И краевые власти прекрасно понимали, что освоить эту значительную сумму до конца года мы просто не успеем. Поэтому и было принято решение о финансировании этого проекта уже в новом году.
- То есть фактически, если не учитывать краевых и федеральных денег, которые просто перенесены на этот год, неисполнение по доходам составит 156 миллионов?
- Фактически да. В процентном соотношении это составляет лишь 2%.
- А расходы?
- Недофинансирование расходов составило чуть больше миллиарда рублей. 716 миллионов из них – это краевые и федеральные деньги, остальные – наши.
- Это значит, что некоторые счета администрация города просто не оплатила?
- Ситуация в конце года сложилась непростая. Мы понимали, что дать денег всем у нас не получится, и поэтому в начале декабря было принято решение о финансировании лишь так называемых приоритетных расходов, в которые входят зарплата бюджетников, оплата медицинских препаратов, школьного питания, коммунальных услуг, выплата социальных пособий.
- И новый год Ставрополь встречал с пустым кошельком?
- Нет. На первое января на счетах администрации оставалось около 228 млн рублей.
- А как же долги?
- Из тех денег, которые остались, 103 млн – краевые, федеральные и иные средства, которые используются исключительно по целевому назначению, и оплатить за счёт них долги администрации мы не имеем права. Оставшиеся 125 миллионов проблему долгов в 227 миллионов не решат. И поэтому мы перенесли эту сумму на этот год. И сейчас, без спешки мы закрываем наши долги частично за счёт прошлогоднего остатка, частично уже за счёт лимитов этого года.
- Входить в новый год с долгами – плохая примета.
- Я не суеверный.
Наталья Юрьева



Последние новости

Все новости

Объявление