«Новообразование»: злокачественно или доброкачественно?

Лариса Ракитянская

«Новообразование»: злокачественно или доброкачественно?

15 февраля на сайте Минобрнауки был опубликован доработанный проект федерального государственного стандарта (ФГОС) старшей школы (10 - 11 классы), который в нашей стране разрабатывается с 2005 года. Проект вызвал активную общественную и профессиональную дискуссию. 

«Вечерка» пригласила к разговору на актуальную тему Владимира Зубкова, руководителя управления образования администрации г. Ставрополя, учителя истории МОУ СОШ № 6 г. Ставрополя, руководителя городского методического объединения учителей истории города Анну Анисимову, Ирину Волошину, зав. городским информационно-методическим центром при управлении образования, директора МОУ СОШ № 13 Александру Кикоть, Юлию Бондареву, зам.директора по УВР МОУ гимназии 

№ 30, директора гимназии № 30 Татьяну Токареву, учителя истории и обществознания лицея № 14 Антонину Маркелову (председателя Ассоциации молодых педагогов нашего города), учителя истории МОУ гимназии № 12 Марка Чекина, руководителя городского методического объединения учителей начальных классов МОУ гимназии № 12 Ольгу Шутченко, учителя ОБЖ МОУ лицея № 10 Владимира Митрофанова, учителя физкультуры МОУ лицея гимназии № 12 Андрея Чукунова. Разговор состоялся на прошлой неделе в МОУ СОШ № 2.

Первоклассник, будь готов!

Что такое ФГОС для начальной школы и когда на него перейдут ученики 1-4 классов?
На этот вопрос ответила руководитель городского методического объединения учителей начальных классов МОУ гимназии № 12 Ольга Шутченко:

- Новые ФГОС для начальной школы в нашем городе довольно успешно апробируются с прошлого года и даже ранее — есть в городе семь «пилотных» школ. Но сейчас много говорят о материально-технической базе, обеспечивающей введение новых стандартов. Если ее нет, то ФГОС для начальной школы — в некотором смысле «профанация». Вот почему в городе прошел недавно семинар, тема которого как раз и была связана с ресурсным подходом к введению ФГОС.

А родителям прежде всего надо понять: с 1 сентября 2011 года в начальной школе (это касается всех образовательных учреждений города) новый стандарт будет введен только для первоклассников. Те, кто учится во 2-м, 3-м, 4-м классах, продолжат обучение по прежним учебным планам — кроме школ, где апробация новых ФГОС уже идет.

Когда для старшей школы?

Вот это, пожалуй, самый сложный вопрос! На него попыталась ответить директор гимназии № 30 Татьяна Токарева:

- Что касается 5-х классов, то, возможно, с 2012 - 2013 учебного года они вступят в апробацию новых ФГОС. И 10-е классы — примерно еще через год. Сейчас мы имеем хорошо сформированную нормативную базу стандартов только по начальной школе. По 5-м - 9-м классам мы тоже имеем утвержденные стандарты, но не апробированные. А вот 10-е и 11-е классы — тут еще идет обсуждение.

«Философия» ФГОС— общественный договор

Татьяна Алексеевна Токарева еще раз напомнила: общественный бум вокруг введения новых ФГОС для старшей школы вызван прежде всего тем, что авторы проекта во главу угла поставили серьезный вопрос — изменить философию современного образования. Она же привела слова руководителя группы разработчиков стандарта общего образования, управляющего директора издательства «Просвещение», члена-корреспондента РАО Александра Кондакова: «ФГОС общего образования изначально проектируется как общественный договор между государством, обществом, семьей и иными социальными субъектами на предмет совместной деятельности по обучению, воспитанию, социализации».

Владимир Зубков добавил: жители города должны знать, что действительно, в городе есть проблемы, связанные с введением ФГОС: это материальная база, кадры, подготовка программ для каждого учебного заведения (их нужно еще разработать, утвердить). Но подготовительная работа уже идет вовсю, все проблемы будем решать, потому что выбора у нас нет, а опыт — есть, сказал Владимир Николаевич.

ФГОС: ощущение преферанса...

В разговор вступила руководитель городского методического объединения учителей истории города Анна Анисимова:

- Я первый раз господина Кондакова слушала в 2007 году, второй раз — в 2008 году. Тогда аудитория спросила: а где учатся ваши дети? Не в России, прозвучал ответ. Как и дети многих из числа «реформаторского» состава авторов ФГОС...

Этот факт, конечно, не повод «саботировать» новые стандарты, но говорит он о многом, считает Анна Борисовна.

На той же дискуссионной площадке, вспоминает Анисимова, обсуждался и другой вопрос: а чем же плох прежний стандарт и можно ли назвать три его основных недостатка? А. Кондаков не назвал. Многие учителя считают, что те образовательные стандарты, по которым школа работает сейчас, являются чем-то средним между старой школой, от которой мы отошли, и той новой школой, к которой еще не пришли. Анна Борисовна разделяет мнение многих своих коллег: рано еще в 2012 году переходить к новым стандартам — в них еще не все апробировано. Хотя бы потому, что новый стандарт ориентирован на другую личность ученика — ребенка, который вырос не в советское время (да и его родители — тоже!).

Но даже не это смущает, сказала Анна Борисовна: никто не дает четкой аргументации того, почему в старшей школе нужны именно три обязательных предмета. Говорят: три — мало? Хорошо, будет 10. Вот и возникает ощущение какого-то преферанса, а «философия ФГОС» сегодня — еще дитя...

Метапредметность и ФГОС 

Юлия Бондарева, зам. директора по УВР МОУ гимназии № 30, в связи с введением новых ФГОС говорила... о метапредметности в образовании:

- Дело в том, что средствами любого предмета мы можем (и должны — это красной нитью проходит в новых ФГОС) вырабатывать у ученика умение учиться. Учителю нужно перестроиться самому, чтобы до этого понимания дорасти, — вот в этом тоже проблема. Потому что надо понять: метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин...
А мы уже привыкли к межпредметности, мы в нее вросли, но нужен переход на более высокий уровень - метапредметности... А потому нельзя выхолостить идею нового стандарта.

О часовой сетке в новом стандарте

О часах и стандарте говорила директор МОУ СОШ № 13 Александра Кикоть:

- Часовая «сетка» для каждого ученика остается прежней — 36 часов, которую устанавливают санитарно-гигиенические нормы. Лично для меня остается открытым вопрос: индивидуального самостоятельного проекта ребенка? На каком - профильном или интегрированном уровне - будет выполняться проект? Кто будет его готовить, ведь ребенок сам никогда — без научного руководства - не подойдет к постановке цели, проблемы, методологии, к выводам, к заключению! А для этого должна быть материальная база, кадры — высокопрофессионально подготовленные! Вот потому я и считаю, что философия новых образовательных стандартов сформируется к 2020 году, когда первоклассники-2011 завершат обучение по новым ФГОС... 
А. В. Кикоть обратила внимание на еще одну больную тему — преемственности:

- У нас по всей стране проблемы с детсадами: одни дети приходят в школу подготовленными, другие — вообще лишены какого бы то ни было дошкольного образования...

Не так уж страшен ФГОС...

И тут в дискуссию включается учитель истории и общество-знания лицея № 14 Антонина Маркелова, которая в прошлом году возглавила впервые созданную в нашем городе Ассоциацию молодых педагогов:

- Я послушала самих авторов проекта ФГОС в старшей школе и, прочитав сама этот документ, не увидела никакой огромной катастрофы. Многие моменты показались мне удачными: действительно, старшая школа сейчас просто требует перемен, проект новых ФГОС лишь «узаконивает» то, что и происходит сейчас в старшей школе. Думаю, журналисты просто подняли слишком много шума вокруг обязательных предметов — ОБЖ, физкультура, «Россия в мире».

На самом деле их, конечно, 10, и все они обязательны. Просто ребенок может выбрать для себя (как и сейчас он это делает): либо я буду с репетитором заниматься восемь часов в неделю физикой, либо предпочту базовый уровень этого предмета. Кому не нужна история, тот и не будет ее учить, а на базовом уровне он все равно получит какие-то общие знания. Мне кажется, это достаточно удобно для старшеклассников.

Нельзя ограничивать выбор предметов — так считает Т. А. Токарева, директор гимназии № 30:

- Вот сейчас есть у нас профильные классы, где учат вроде бы все предметы, но в 11-м, поверьте, на половину из них ребята готовы уже не ходить, потому что они определились, что им нужно. Другое дело, что у ребенка нет никакой гарантии, как у него им же определенное будущее сложится — у нас плохая система выбора: сегодня есть институт, завтра нет. А три предмета у нас в школе давно уже идут на «повышенном» уровне - в каждой школе свой набор согласно профилю.

Стандарты — неизбежность и инструмент

Та же Т. А. Токарева еще раз подчеркнула: новые стандарты можно критиковать, осуждать и обсуждать, но они для школ — неизбежность и инструмент.

- Хорошо, что в новых ФГОС появилось понятие «материально-техническое оснащение», - сказала Токарева. - Да, нам, директорам школ, это — смерть полная, но зато теперь в должностных обязанностях учителя будет записано, что он имеет право требовать от директора все для выполнения стандарта. Может быть, под это пойдет целенаправленное финансирование...

Что такое «Россия в мире»?

А. Б. Анисимова считает, что это будет интегрированный курс, который разведет в одну сторону национальные приоритеты России, а в другую — Россию как часть глобального мирового пространства, и под это «подгонятся» все мыслимые и немыслимые течения, все четыре сферы общественной жизни. А как форма проведения урока — будет нечто вроде политинформации. Но нельзя все подгонять под концепцию глобализации. Сегодня никто не знает ни будущих авторов этого учебника, ни его «сверхзадачи», добавила Анна Борисовна...

Разговор затронул и массу других вопросов — содержания тех же обязательных предметов — физкультуры и ОБЖ, здоровья старшеклассников, наполненности спортзалов. Этой темы коснулся учитель физкультуры МОУ гимназии № 12 Андрей Чукунов. Ему импонирует, что в новых ФГОС упор делается на теоретические знания детей по физкультуре. Такой подход в 12-й гимназии был опробован еще 10 лет назад, когда здесь реализовали спецкурс «Основы здорового образа жизни». Но Андрей Юрьевич уверен: это надо начинать делать с начальной школы, и тогда дети будут меньше болеть...

«Вскрытие покажет»... через 10 лет

Самый главный вывод «круглого стола» прост: новые ФГОС пока дают учителям и руководителям школ все же больше вопросов, чем конкретных ответов. А «доброкачественно» или «злокачественно» наше новое образование — покажет ближайшее 10-летие. «Тот, кто раньше идет по новому пути, тому и выигрыш» - так считает руководитель управления образования г. Ставрополя Владимир Зубков.

Есть еще один обнадеживающий момент: 4 февраля на одной из пресс-конференций глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил: Минобрнауки РФ не будет принимать решение по одобрению стандартов «до того момента, пока не получит поддержки всего российского общества».

Сейчас известно, что доработанный проект рекомендован рабочей группой при Совете Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам к дальнейшей экспертизе и обсуждению. Обновленный проект стандартов будет в открытом доступе еще как минимум полтора месяца.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов