Новый спектакль в репертуаре гурьевского «Слова»

 

Новый спектакль в репертуаре гурьевского «Слова»


Майская премьера театра-студии «Слово» имени заслуженного артиста России Владимира Гурьева порадовала не только поклонников этого коллектива. В полном зале Ставропольского Дворца детского творчества как всегда собрались постоянные зрители и те, кому ещё предстояло присоединиться к их многочисленному сообществу.

Спектакль «А терпения у бога слишком много» по одноактным пьесам Аркадия Аверченко и стихам Саши Чёрного поставил ученик В. Гурьева - студиец «первого поколения», а сегодня художественный руководитель «Слова» Евгений Пересыпкин. Для него эта постановка стала первой самостоятельной режиссёрской работой.
– Идея поставить Аверченко появилась у меня ещё в середине 90-х, - рассказал Евгений. - Владимир Владимирович сказал тогда: ставь. Начали работать, но как-то всё не заладилось.
Действительно, тогда над постановкой как будто витал какой-то злой рок: трагически погиб актёр, репетировавший одну из главных ролей, двое ребят уехали из Ставрополя, и всё как-то рассыпалось.
Нынешняя попытка, к счастью, удалась, хотя спектакль создавался непросто. Это было связано не с творческими трудностями, а, скорее, с организационными моментами. Самым сложным оказалось наладить репетиционный процесс так, чтобы собрать актёров, ежедневно занятых службой, бизнесом, семейными и другими делами. Спектакль «густо населён» персонажами, много танцевальных эпизодов (хореограф - Яна Щуркина), потому задача усложнялась, требовалось больше времени. Над постановкой работали полгода, за этот период случались разные неожиданности, тормозящие процесс — травмы, командировки, личные обстоятельства, приходилось вводить новых актёров. Тем не менее репетиции шли почти каждый день, и премьера благополучно состоялась.
Для публики, которая не очень хорошо знакома с творчеством  А. Аверченко, спектакль «А терпения у бога слишком много» стал в некотором роде открытием. Оказалось, что кроме юмора и гротеска в произведениях писателя есть элементы психологической драмы. Очень ярко в этом смысле сыгран эпизод в сценической новелле «На Волге», где главный герой Капитоша (Алексей Щелаковский) предстаёт сначала примерным сыном и услужливым работником, а затем, выйдя из-под контроля папаши, мгновенно превращается в отчаянного гуляку и мота. Момент преображения обыгран символично: вот Капитоша снимает свою невзрачную официантскую жилетку, выворачивает её наизнанку и надевает красной, праздничной стороной наружу. Драма случится, но позже, когда бесшабашный сынок, оставленный в отцовском заведении за главного, умудрится пропить и прогулять с цыганами и разными тёмными личностями всё родительское состояние. Отрезвление придёт слишком поздно. По воле режиссёра финал этой истории стал ещё более драматичным, чем у самого автора. 

 

Новый спектакль в репертуаре гурьевского «Слова»

Вот и в одноактной пьесе «Сердце матери (Павлик)» создатели спектакля сознательно усилили эмоциональный посыл к зрителю. Поначалу всё выглядит нелепо и невероятно смешно, когда вместо предполагаемого младенца к супружеской чете Симахиных (Ангелина Коваленко и Вячеслав Савин) на дачу привозят великовозрастного детину — Павлика (Евгений Нетудыхата), который в момент уничтожает все продовольственные запасы семьи, поглощает спиртное и развязно заигрывает с прислугой. Евгений Нетудыхата — настоящая находка для «Слова» в целом, и для этого спектакля в особенности. Его «дуэт» с Вячеславом Савиным выразителен и понятен без всяких слов, особенно в сцене, когда детинушка всем своим огромным телом угрожающе надвигается на сжавшегося от ужаса хозяина дома. В другой сцене полупьяный Павлик прижимает к себе любимую игрушку и на минуту вспоминает о маменьке, и тогда всего на несколько мгновений чудовище обретает человеческий облик, и становится жаль его. Именно такие эмоции стремились и сумели вызвать у зрительного зала создатели спектакля.
В постановке «А терпения у бога слишком много» есть своеобразный отсыл в прошлое. В своё время В. Гурьев поставил «Маленькие комедии» по А. Аверченко, где играли Антон Дубровский, Евгений и Юлия Пересыпкины, Вячеслав Савин, Лия Олещенко, Андрей Козлов, Вера Кофанова и другие студийцы «первого поколения». Одноактная пьеса «Конец любви» тогда стала кульминацией трагикомического «триптиха», живо и гротесково созданного на сцене. Если бы можно было вернуться в прошлое и вновь сыграть спектакль тем же составом, ощутить кураж, охватывавший актёров и волной катившийся со сцены в зрительный зал!..
В своей постановке Евгений Пересыпкин создал своеобразный ностальгический ремейк, отсылающий зрителей, а больше - самих актёров в то время, когда рядом с ними был Учитель. Не случайно сохранена стилистика сценического действия, придуманная В. Гурьевым. Как говорит Евгений Пересыпкин, «не потому, что ничего другого не умеем, а потому, что она нам близка, мы на ней выросли, на неё ориентируемся».
«Конец любви» в современном составе получился таким же живым и «аверченским», как и в «Маленьких комедиях». Образы Глафиры (Ирина Мандрыкина) и её матери (Юлия Пересыпкина), вызывающие непрерывный хохот в зале, не так утрированы, как может показаться. «Посмотри на мать невесты, и ты поймёшь, какой твоя жена станет через несколько лет» - если бы Прохору Безоглядову (его играет Виталий Егоров) кто-то сказал об этом немного раньше! Увы, нет, и приходится приведённому Глафирой и её матерью в суд бедолаге, обороняясь, переходить в нападение. Каждый остался при своём: Ульяна получила руку ответчика, причем буквально - протез, купленный на её деньги, а Безоглядов — вставную челюсть бывшей тёщи, на которую лично потратился. И смех и грех. Сюжет стар как мир и актуален, как история из современной адвокатской практики.
Финал спектакля преподносит зрителю «психологический каламбур» по одноактной пьесе
А. Аверченко «Настоящие парни». Здесь разыгрывается анекдотичная ситуация, из которой приходится выпутываться двум жуликам — Дыбину (Денис Цопарь) и Гарри (Евгений Пересыпкин), а также героям классического любовного треугольника - Мужу (Роман Ростовцев), его Жене (Олеся Хайбулаева) и любовнику Подходцеву (Виталий Егоров). Сюжет, написанный в лучших традициях мольеровских комедий, перенесенный в российские реалии начала прошлого века, приправленный хорошей порцией гротеска и абсурда, приходит к развязке, в которой звучат стихи Саши Чёрного.
– Мы и хотели создать несколько трактовок, - говорит Евгений Пересыпкин, - чтобы человек анализировал, думал и уходил после спектакля, не просто посмеявшись. Поэтому мы и попытались сделать так, чтобы и Капитошу было жалко, и Павлика, и Жену...
И в самом деле герои А. Аверченко интересны нам, живущим в цивилизованном XXI веке, тем, что своими слабостями, страстями, интригами, любовными похождениями и другими поступками, они напоминают нас самих. Только не всегда есть смелость признаться в этом. Ведь «терпения у бога слишком много»...
Ольга МЕТЕЛКИНА.
Фото автора.



Последние новости

Все новости

Объявление