Новый закон о такси: пешком дешевле?

Мария Крюкова

Новый закон о такси: пешком дешевле?

С 1 сентября на территории Российской Федерации начал действовать Закон «О такси». Ряд мер, направленных на обеспечение безопасности пассажира, активно обсуждается не только негодующими таксистами, но и прессой, в основном региональной. Ставропольцы, получившие плюс к этому краевой Закон «О некоторых мерах по обеспечению безопасности пассажиров легкового такси в Ставропольском крае», пока не ощутили на себе какие-либо изменения. Хотя «ветер перемен» все же подул. Только, как это часто бывает в сфере реализации нашего законодательства, не совсем в том направлении…

Звоню знакомому таксисту: нужно срочно успеть на автостанцию до последнего автобуса. «Дядь Юр, работаете?» (вопрос, если честно, глупый, потому что вот уже пятый год я живу в Ставрополе, и на моей памяти он работает ВСЕГДА). «Да нет, отдыхаю… А ты где?» - «На Тухачевского» - «А куда надо?» - «На Брусневку» - «Ну я как раз туда еду, могу подвезти»…

Какой-то странный разговор и туманная загадочность в голосе давно знакомого таксиста даже насторожили. С дядей Юрой я познакомилась еще на первом курсе. Моя бабушка приехала проходить обследование, на остановке возле вокзала потеряла сознание. Он самостоятельно посадил ее в машину и довез до «скорой». По пути он додумался позвонить с ее сотового мне. Когда я в панике прибежала к поликлинике, бабуля была уже в порядке, а таксист наотрез отказался брать деньги. «Я и сам пенсионер. Не знаешь, где тебя завтра схватит. А так хоть надежда есть, что найдутся люди отзывчивые, как и я».

С тех пор его вишневая семерка не раз меня выручала. А тут подъезжает, серьезный такой, задумчивый. «Что случилось, дядь Юр?» - «Да мужики говорят, закон какой-то вышел, штрафы большие… Я 20 лет за рулем, и лицензия есть, у меня клиенты постоянные – вот как ты. Звонят и днем, и ночью: «дядь Юр, в больницу», «дядь Юр, в школу», «дядь Юр, домой». И пьяных, и побитых, и в слезах-соплях – всегда довезу. У меня и шашки-то давно нет – все свои ездят. И счетчик мне незачем: никогда не обдеру, договоримся. А тут штрафы такие… Приходится шифроваться: скажу, что довожу тебя по доброте душевной, а то вдруг прослушивают…»

Короче, расстроился мой старый товарищ. Надо разбираться, действительно ли все так страшно и плохо.

А есть ли таксопарк?

Почти все фирмы в городе, осуществляющие перевозку пассажиров легковым транспортом, относятся к так называемым такси-диспетчерским. Штат состоит из частных водителей, работающих на собственных автомобилях и по гибкому графику. Таксомоторные перевозки – это их подработка. Кто-то рано утром, кто-то после основной работы, кто-то вообще по ночам - все они пытаются в свободное время зарабатывать. За рулем можно встретить и пенсионеров, и студентов, и женщин. Часть суммы от заказа водитель отдает на фирму, оставшимся живет. Причем фирмы конкурируют как в области ценовой политики на проезд, так и в области процентной ставки, отдаваемой водителем за «информационную» услугу.

Закон ставит такси-диспетчерские в жесткие рамки: теперь их забота – медосмотр водителя, техосмотр автомобиля, лицензия, оборудование, плюс ко всему – цвет. По средним подсчетам, стоимость проезда увеличится после такого упорядочения в 2 - 2,5 раза. Естественно, доплачивать будут пассажиры.

Так как водители, сотрудничающие с диспетчерскими, работают на собственных автомобилях, их «ласточки» неизбежно должны стать желтыми. На это согласятся далеко не все, а собственного таксопарка ни у одной фирмы нет. Да если бы и был, для владельца очень даже накладно оказалось бы перекрашивать все машины в один цвет.

Сейчас в Ставрополе достаточно большой выбор диспетчерских такси, поэтому на цены жаловаться не приходится: в погоне за клиентом тарифная ставка снижена максимально. Федеральное законодательство предполагает, что в таксомоторном предприятии должны быть и свои машины, и своя ремонтная зона, и предрейсовый медицинский контроль. Для провинциального города создать на пустом месте такое предприятие, учитывая цены и километраж, будет очень сложно. Все расходы отразятся на предпринимателях, а затем - на пассажирах.

Подчиняясь требованию нового закона, таксисты должны будут получать лицензию (разрешение) на деятельность сроком на пять лет. Ее действие распространяется только на тот регион, в котором она была выдана. Соответственно если ваш маршрут межобластной, придется на границе «вытаскивать чемоданы». За рубежом существуют подобные правила, и уже давно. Поэтому таксисты соседних регионов скооперировались и встречают друг друга на границе. Цена поездки резко возрастает, зато неудобства минимизируются. Только вот возможно ли такое в России? Едва ли... Уже картина перед глазами: стоишь в поле с тремя сумками и ждешь, пока опоздавший таксист тебя подберет.

Лицензию может получить только предприниматель – владелец автомобиля, либо осуществляющий лизинг. Схема простая: 1 машина = 1 лицензия. Генеральная доверенность на управление автомобилем основанием для получения разрешения не является, как и аренда машины. Воспользоваться лицензией «всем миром» не получится — каждая машина таксопарка должна получить собственную.

А вот установка таксометра до сих пор вызывает много споров. Если таксисты-частники, несомненно, должны пользоваться счетчиком, в первую очередь, для удобства пассажира, то диспетчерские фирмы сразу считают стоимость заказа по километражу. Зачем дублировать одну и ту же работу дважды? Затраты по установке таксометра опять же лягут на пассажира.

Штрафы за те или иные нарушения варьируются от тысячи рублей до 5 тысяч для частников, до 200 тысяч — для юридических лиц.

Что говорят водители?

Конечно, большинство негодует. Причем как профессионалы, «отмотавшие» за баранкой более десяти лет, так и подрабатывающие. У первых главный аргумент — клиентская база. За годы работы с ними ездят целые семьи, номер таксиста передается «из поколения в поколение». Им уже не нужны ни шашечки, ни лицензии, ни чеки — все делается по звонку. «Поймать» их на нарушении будет практически невозможно, разве что контрольная закупка. Но матерые таксисты — не дураки. Незнакомые номера просто не будут брать, а в случае чего - «Племянницу подвожу!».

Анатолий, 57 лет, таксистом работает 28 лет:

- Каждое утро вожу на работу соседа. И вот в один прекрасный день картина маслом: даю ему договор, чек, лицензию показываю. Да он поржет и скажет: «Толян, рехнулся, что ли?».

Вторые недовольны еще больше. Дополнительный заработок уйдет, а рабочих мест не прибавится. Водители в открытую заявляют, что будут «в тени». В целом, по оценкам экспертов, «в тень» отправятся не только частники, но и компании — около 30 - 40% «игроков» таксомоторного рынка.

Михаил, 22 года, подрабатывает на такси в ночное время:

- Представляю себе: посадят бабушку в машину — до диагностического довезти, а я ей — договор под нос. Она не видит, начинает очки искать. Пока ищет — доехали. Сижу, жду, а то ведь начальника оштрафуют на 200 штук.

Или мамаша утром сыночка ведет: «Опаздывает в школу, быстрее везите, пожалуйста». А я ей: «Госпожа, паспорт предъявите. Ща будем договор писать!». Цирк!

Важна ли пассажирам их безопасность?

Тот факт, что проблема безопасности недовольных Законом волнует в последнюю очередь - это, конечно, печально. В Интернете можно встретить реплики экспертов, сводящиеся, в общем-то, к единому мнению – вопрос цены должен отступать перед вопросом безопасности. Только вот московские и питерские эксперты, а с ними, как оказалось, и краевые не учитывают, что в небольших городах и селах такси – это не блажь, а способ передвижения зачастую в экстренных ситуациях. А также способ заработка для сотен людей, не имеющих возможности работать в других местах. Пассажир вызывает такси не от лени, а от желания сэкономить время, попасть домой после окончания движения общественного транспорта или из-за нехватки этого транспорта и по многим другим причинам. Водители идут в такси не от того, что хотят разбить собственную машину или пообщаться с новыми людьми, а от нехватки денег. Закон обещает сделать перевозку одних безопаснее, работу других законнее, а вот кто и как компенсирует все остальное – пока неясно…

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов