Новый ЖК. Как будем платить?

Тамара Коркина

В Жилищный кодекс внесены изменения — как будем платить за коммуналку?

В июне этого года Федеральным законом №176-ФЗ были внесены поправки в Жилищный кодекс и ряд законов, регулирующих сферу жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые из них вступили в силу уже с 30 июня 2015 года, некоторые начнут действовать позже.

Что нового привнесли эти поправки, и как теперь мы будем платить за жилищно-коммунальные услуги? На этот вопрос отвечает генеральный директор ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» Светлана Фомина.

- Светлана Васильевна, давайте разговор начнем с тех поправок, которые вам кажутся наиболее существенными.

- Я бы отметила две очень важные поправки в разделе платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Теперь обязанность по внесению платы за квадратные метры и коммунальные услуги возникает у собственника любого помещения, а не только жилого. Причем сразу с момента возникновения права на это помещение.

Вторая поправка вменяет в обязанность вносить плату за жилищно-коммунальные услуги и застройщику, то есть лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома. Речь идет о помещениях, переданных иным лицам с момента выдачи застройщику разрешения на ввод многоквартирного жома.

Эти поправки не дадут уйти от уплаты за ЖКУ собственникам нежилого помещения и застройщикам, как это нередко случалось раньше.

- Давайте коснемся вопроса платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Вот уже несколько лет это проблема из проблем.

- Действительно, эта статья платы вызывает много вопросов. Важное нововведение заключается в том, что плата на ОДН должна взиматься только тогда, когда определенные коммунальные услуги действительно потребляются для содержания общего имущества. Теперь в учет будут браться конструктивные особенности многоквартирного дома. Перечень услуг в данном случае будет определяться в порядке, установленном Правительством РФ.

- Изменения внесены в структуру оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Расскажите о них подробнее.

- Одна из поправок носит чисто формальный характер и касается терминологии: платеж за «содержание и ремонт жилого помещения» теперь будет называться платежом за «содержание жилого помещения». Это связано с тем, что согласно ст.161 Жилищного кодекса РФ деятельность по содержанию общего имущества уже включает в себя как услуги по его содержанию, техническому обслуживанию, так и ремонтные работы.

А вот другая поправка, касающаяся платы за содержание жилого помещения, вводит новую составляющую. Суть ее - в первую строку будет входить плата за холодную, горячую воду, электрическую, тепловую энергию, а также за отведение сточных вод, которые использованы на содержание общего имущества в МКД. Эта поправка вступит в силу с 1 апреля 2016 года. Планируется, что размер расходов граждан будет определяться исходя из нормативов потребления и тарифов. Норматив потребления будет рассчитываться исходя из минимального перечня необходимых для содержания общего имущества услуг и работ.

Скажу, что данная формулировка вызывает пока вопросы. Будет ли плата за содержание общего имущества в расчете на один квадратный метр одинакова для всех собственников помещений, в том числе юридических лиц, если законодатель подчеркнул – «размер расходов граждан»? Кроме того, если для оказания и выполнения дополнительных услуг (свыше минимального перечня) потребуется потребление коммунальных услуг, которые не учтены в нормативах, то как будет рассчитываться плата за них? Полагаю, что ответы на эти вопросы должны быть даны в соответствующих подзаконных актах.

Законодатель определил, что при первоначальном включении в плату за содержание общего имущества расходы на оплату коммунальных услуг на ОДН не могут превышать норматив их потребления, установленный в субъекте РФ на 1 сентября 2015 года. То есть произойдет простое перераспределение сумм оплаты по строкам в платежном документе и итоговая сумма останется неизменной. Однако есть дома, где в силу порядка и экономии расходы на ОДН меньше нормативов или их нет вовсе. У нас в городе таких многоквартирных домов ежемесячно набирается порядка 275 по услуге «холодное водоснабжение» и еще больше таких домов по услуге «электроэнергия», около 600. Если им в первую строку будут идти расходы по нормативам, им придется платить больше.

Честно сказать, я опасаюсь, что принятие данных изменений приведет к тому, что мы можем снова вернуться к ситуации бесконтрольного использования коммунальных ресурсов. Если нормативы в регионе будут «реальные», то есть расчет будет приближен к фактическому потреблению коммунальных ресурсов, то ни потребитель, ни предприятия не пострадают. В противном случае нас снова ожидают проблемы в учете и оплате коммунальных расходов на общедомовые нужды.

В принятых поправках законодатель определил, что для первоначального включения расходов на коммунальные услуги на ОДН в плату за содержание жилого помещения решение общего собрания не требуется. Но возникает вопрос: а при последующем повышении норматива и как следствие увеличении платы за содержание жилого помещения нужно ли будет проводить общее собрание собственников? Ответа пока нет.

- Несколько слов о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений, здесь тоже есть изменения.

- Прежнее законодательство фактически не допускало прямых договоров при выборе способа управления УК и ТСЖ. Вступившие с 30 июня этого года в силу части 17 и 18 статьи 12 федерального закона № 176 позволяют выбрать удобную для собственников помещений практику расчетов с ресурсоснабжающей организацией. Это особенно важно, если в расчетах принимает участие такой платежный агент, как наш расчетный центр, и есть желание сохранить его при смене управляющей компании.

Следует отметить, что при прямых расчетах собственников с ресурсоснабжающей организацией перечисляется лишь плата за индивидуальное потребление ресурса. Плата же за коммунальные услуги на ОДН остается в управляющей компании или ТСЖ, которые, в свою очередь, тоже должны расплатиться с ресурсовиками. Как правило, разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета, по которой определяется расход на ОДН, достаточно велика. А поскольку размер платы на общедомовые нужды жестко ограничен нормативом и разбросать образовавшиеся долги на добросовестных собственников помещений нельзя, то УК и ТСЖ придется туго. И выход может быть только один: принимать меры по уменьшению общедомовых расходов. Иными словами, устранять течи в подвалах, внедрять энергосберегающие технологии, активно работать с должниками и так далее.

жилищное законодательство, коммунальные услуги

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «ЖКХ»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»