Ну оч-ч-Чень смешно!

Ольга Токмакова
"Говори громче, проедешь - будешь орать". "Хлопнешь дверью – будешь льготником". "Проходи, садись, пристегнись и заткнись". "Место для удара головой". "Говори громче, водитель глухой!"… Верю, что глухой и слепой, если речь идет об отношении к людям. Нас упрямо не хотят уважать. Нас не принимают всерьез. Мы, пассажиры, не вызываем уважения. Иначе как объяснить, что рука водителя маршрутки лепит в салоне эту гадость? Не так давно поразила одна из газет. Малоопытный, судя по качеству публикации, автор от души посмеялся над этими "шедеврами" и похвалил маршруточников: вот, мол, какое чувство юмора у наших водителей. Над кем смеемся? Над собой?

Опубликованный в нашей газете на днях отчет о "прямой линии", посвященной проблемам транспорта, вызвал множество читательских откликов. Что, впрочем, вполне объяснимо, если учесть, что городскими троллейбусами, автобусами и маршрутками пользуется ежедневно подавляющее большинство жителей краевого центра. Звонки в редакцию были исключительно негативного характера: все дружно ругали городской общественный транспорт. И это тоже можно было бы с натяжкой объяснить: чаще звонят, чтобы пожаловаться. Если всем доволен – чего звонить? В общем, при желании разумное объяснение можно найти всегда. Когда ищешь причину, а не способ решения проблемы.

Открою страшную тайну: главная проблема городского общественного транспорта – не только и не столько в отсутствии финансов, изношенности парка, отсутствии запчастей, дороговизне бензина, газа и электроэнергии. Главную проблему можно решить, не затратив ни копейки. Потому что она состоит в отсутствии такого подзабытого нами явления, как высокая культура обслуживания. Но если потребителя услуг сегодня не хотят уважать, нужно просто ЗАСТАВИТЬ это сделать тех, кто буквально живет за наш счет и при этом "плюет в колодец".

Нет, конечно, порой мы умеем, мы пользуемся. В элитный магазин, ресторан заходишь - к тебе подбегают. Почувствуют запах денег – оближут. Иной раз видишь, как официант или продавец-консультант с блаженной улыбкой выслушивает массу замечаний от притязательного клиента – ну прямо пять звезд! Проезд в транспорте – другие масштабы. Водитель смотрит на тебя, как олигарх на бедноту. Кто ты такой, если не ездишь на собственном лимузине? А ведь из этих несчастных восьми рублей и складывается зарплата маршруточника, причем зарплата по нынешним меркам весьма неплохая…

Еду в маршрутном такси с годовалым сыном. Водитель затягивается, дым идет в салон. На замечание реагирует весело, сигарету тушит: "Что не предупредил, брат, что ты с ребенком, я бы не стал курить". Во-первых, я тебе не брат. Во-вторых, у тебя голова, чтобы думать. В-третьих, разве взрослые пассажиры должны дышать дымом, который ты выпускаешь из своих легких? Кури на стоянках, не можешь не курить - не лезь вообще в водители ОБЩЕСТВЕННОГО транспорта.

В другой раз вижу, как женщина с ребенком на руках сидит спиной к курящему водителю-маршруточнику. Пытаюсь достучаться до совести водилы, начинается перепалка. Получаю удар с неожиданной стороны: вы мне дочку разбудили! Салон молчит. Так и будем молчать? Когда мы наконец поймем, что Покупатель в диалоге с Продавцом – первый номер, а не наоборот? Они ведь, продавцы, первыми не уступят. И я не сгущаю краски. Да, у нас много порядочных, вежливых водителей, кондукторов. Особенно на троллейбусах. Много настоящих трудяг. Безусловно, работа на транспорте - сложная работа. Но никакие трудности хамства не оправдывают. А в троллейбусах водители тоже курят, даже не утруждая себя закрывать дверь в кабину.

Скажете: пассажиры разве не хамят? Еще как! Не буду платить, и все! Икнет и дышит перегаром. Такого не жалко вытолкать взашей. Но законопослушный горожанин, честно заплативший деньги за проезд, имеет право добраться до пункта назначения без грубости и хамства со стороны окружающих людей, в том числе водителя и кондуктора. Иметь эту очевидную гарантию должен каждый житель города Ставрополя. Общественный транспорт, в конце концов, и ЕГО транспорт тоже. Если водитель дымит сигаретой на пассажиров, если швыряет им назад медные деньги, если выталкивает из автобуса ветерана войны, если у него по салону развешаны оскорбительные "шутки" - от такого водителя нужно просто избавиться. Есть такая возможность у наших транспортников? Есть – это специальная межведомственная комиссия.

Сколько водителей наказано в этом, прошлом году? Наша газета готова регулярно публиковать результаты работы комиссии и даже открыть для этого специальную рубрику. Заставить снять все наклейки, задевающие достоинство пассажиров, через неделю проверить и у тех, кто не снял, - отобрать право возить людей. Ну чего проще?

В идеале, работать нужно не за страх, а за совесть. Но если на совесть не получается, - тогда за страх. Часто можно услышать: ну что мы сделаем с недобросовестным водителем (продавцом, официантом, приемщиком стеклопосуды, чиновником)? Да вы дайте ему почувствовать реальную угрозу лишиться куска хлеба. Результат не заставит себя ждать.

Вадим БАКАНОВ.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов