Ну… с крещением!

Пару лет назад у нас ввели новый праздник - День семьи, любви и верности, он же - День Петра и Февронии. Наш ответ католико-протестантскому Дню святого Валентина, честно говоря, не вполне прижился. И вот решили освятить июль ещё одним праздником. Правда, снова без красного цвета и выходного дня. Отныне 28 июля мы отмечаем День крещения Руси. Впрочем, реакция общества на нововведение и на этот раз невнятна. И дело не только в том, что самого общества толком и нет. Но и событие, послужившее в той или иной степени отправной точкой русской государственности, воспринимается нами очень по-разному.

Писать в нашей стране про крещение Руси беспристрастно нельзя. От «Повести временных лет» и до советских монографий, не говоря уже о современных работах, все труды суть пропагандистские материалы, далёкие от самой попытки объективности. Возможно, это одно из свойств пресловутой «русской цивилизации». Но, как результат, ничего по-настоящему достоверного мы о собственной истории не знаем. Вернее сказать, для нас представления о том или ином событии становятся, скорее, вопросом веры, нежели знания. И ничего хорошего в этом нет.

Так вот, и о крещении мы имеем самое приблизительное представление. Во-первых, византийские источники утверждают, что оно было, как минимум, вторым. Гораздо раньше князья Аскольд и Дир c «болярами» и частью народа приняли крещение в Киеве в начале или середине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий на 60-м месте. Потом у нас есть княгиня Ольга, бабка Владимира Великого, тоже православная христианка, имеющая большую поддержку в народе. И, наконец, сам Владимир Ясно Солнышко, изначально язычник-развратник, а потом едва ли не главный русский святой.

Кстати, история его собственного крещения тоже весьма интересна. Опять же, легенды (особенно о том, как выбирал князь будущую веру для страны) в сторону. Судя по тогдашней ситуации, решение о принятии православия было принято Владимиром исключительно из геополитических соображений, а не религиозных. Византию сотрясал мятеж Варды Фоки, для подавления которого жизненно важным оказался союз с русским князем. Владимир был не против, но взамен потребовал ни много ни мало руки царевны Анны – сестры императоров Василия и Константина. Те на такое унижение (как же, варварский вожак хочет породниться с богоподобными басилевсами!) пойти не могли. Тогда князь собрал войско и захватил северный форпост империи – Корсунь (Херсон), угрожая взять и сам Царьград. В этой ситуации императорам не осталось ничего, как пойти на условия Владимира. С той лишь оговоркой, что тот будет предварительно крещён, а Корсунь отдаст в вено за жену свою (сиречь выкуп невесты).

Так наш великий предок и принял православие. Породнившись с басилевсами, он начал насаждать новую веру на своих землях. Но, во-первых, христианство и без того уже имело на Руси большую популярность. Языческое духовенство, вопреки стереотипам, было весьма терпимым к иноверцам. В Киеве наличествовали в той или иной степени представители почти всех основных религиозных течений того времени. За это волхвы и поплатились. Веру православную Владимир стал насаждать любимым способом – огнём и мечом. Если свою вотчину он очистил от иноверия довольно быстро, то Новгород противился три года, а другие земли – по нескольку десятилетий. В Ростове и Муроме, к примеру, сопротивление насильственному насаждению христианства шло вплоть до XII века. По мере роста репрессий против язычников, те всё более ожесточённо боролись за свою веру. Если поначалу просто изгоняли присланных епископов, то потом начали их убивать, а церкви, возведённые на месте уничтоженных языческих храмов, тоже, в свою очередь, разрушать.

Но исторический выбор был сделан. От некогда могучей языческой культуры – с её библиотеками и храмами – не осталось даже воспоминания. Разрозненным славянам принесли новую письменность, новую историю и новую, теперь уже общую идентичность. Довершили христианизацию, как ни странно, золотоардынские ханы. Православие с его культом покорности и терпения казалось им идеальной верой для обложенных данью народов. Впрочем, в конечном итоге они просчитались. Русь православная, обретя пассионарное единство, вначале преодолела (свергла – всё ж не подходящее слово для столь постепенного процесса) иго, а потом и вовсе поглотила почти всё, что осталось от наследия Чингисхана.

Так что крещение Руси – событие сколь великое, столь и неоднозначное. Но, раз уж оттуда «есть пошла» наша история, будем благодарны Владимиру за столь мудрое и дальновидное решение. Но стоит ли делать из этого праздник, причём государственный? То, что пресловутая статья в Конституции о том, что Россия – светское государство, всё более далека от действительности, не видит только слепой. В школах вводят основы православия (ислама, буддизма или иудаизма, а вот нейтральный светский вариант курса особой популярностью не пользуется), в некоторых республиках чуть ли не официально назначают размер калыма и откупа за кровную месть. Сейчас без участия священников не проходит ни одно сколь-либо важное событие не только общественной, но и государственной жизни.

Сращивание религии и государства всегда ведёт к кризису обоих. Мировая и отечественная история говорят об этом вполне однозначно. Впрочем, это всё же отдельная тема. А в данном случае важно то, что ни 20 миллионов мусульман (они потребовали симметричного ответа – признать государственным праздником день принятия ислама волжскими булгарами), ни для буддистов, иудеев, язычников и протестантов, ни, в конце концов, для атеистов, чьё мнение наше, на словах светское, государство должно в равной степени уважать, не в восторге от нововведения. Для православных (не инертного большинства, а по-настоящему верующих) ничего существенно не изменилось. Потому что любой верующий человек религиозные праздники чтит больше, нежели мирские. Ну и, разумеется, есть некоторый контингент, которому любые подобные новинки в радость, ибо дают повод. Так стоило ли ради этого избу городить?

Исторический выбор наших предков заслуживает уважения и соответствующего поминовения. Но делать это праздником в стране, где церковь и государство, пусть на словах, но разделены, шаг спорный.

Станислав МАСЛАКОВ.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
мир ЯСНО Солнышко. Отлично, Станислав!Красное уже не говоришь. Избу городить?. Представляете себе такую избу, будто Вовка из тридевятого царства отмочил. А огород, как же? Нормально, Станиславский. Далее можно и не продолжать. Как только Маслаков вышел из фашистов, его тут же развезло! Сойдёт и так! А гонорар-то никуда не денется. Или Двое из ларца помогут. А читатель-то не больно умный, проглотит!Не все ж мыслят глобально как автор...
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Да, уж, автор опозорился по полной программе. Ясно Солнышко - это откуда? А про языческие библиотеки? Из Велесовой книги? Или из откровений знаменитого историка Задорнова? Того, что народ веселит? А чего ж про духовные перемены Владимира ничего не написано? И про "огнем и мечом" в отношении Киева - версия сомнительна, а автор выдает ее за асолютно доказанную. А как же "Кто мне друг..."? И почему это мы по должны отбросить легенды, а внимать версии Маслакова как истине в последней инстанции? Хотя сам же он пишет про бабку Владимира, что имела она большой авторитет, и внук вполне мог задуматься о правильности ее религиозного выбора. Разве нет? Разве ТОЛЬКО геополитические интересы? Уважаемая редакция! Вы же официальная, а не желтая пресса! Разве можно так? Мельчаете...
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Хорошая статья. Может, и не так все было, но уж точно не так, как нам церковники говорят. Спасибо, что подняли эту неудобную, но важную тему. А то развели в стране мракобесие!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Уж кто-кто и опозорился, так это ты, Ставрополец. У нас есть свобода слова и свобода мысли. Автор указал на общие факты, кстати, историю он знает неплохо, и всего навсего высказал свое мнение о церкви и о точности истории вообще. Он не навязывает свое мнение окружающим. И кстати, Владимира называли И Красно, и Ясно Солнышко. Собственно, это одно и то же. Здесь цвет не имеется в виду. А вы, Илларионов, сначала научитесь внятно в комменты писать, а уж потом пишите. Автор молодец. Смелая статья.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
"От «Повести временных лет» и до советских монографий, не говоря уже о современных работах, все труды суть пропагандистские материалы, далёкие от самой попытки объективности". Карамзин, Гумилев, Соловьев, Лихачев, астрофизик Чечельницкий и т.д. и т.п.- все были оголтелые пропагандисты - "далёкие от самой попытки объективности!" - пока миру, наконец, не явили Маслакова - Ясно Солнышко. Ну и амбиции у вас, молодой человек! Скромнее надо быть. Хотя бы.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А если Маслакова и Буняеву спарить? Полученный бред считать ГОСТом газеты. А остальных крошить по Деду-некрофилу!! У обоих не фактов, ни анализа, ни ссылок на другое мнение, а только сплошь самомнение.ДДДДДДДОСТАЛИ!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Узнаю риторику нашего бывшего брата Станислава. Когда он ещё был евангельским христианином (баптистом), он тоже клеймил православие. Но теперь, вижу, взялся за пропаганду язычества в смеси с атеизмом. Евангельские христиане отмежевываются от тезисов Станислава. Прежде всего, мы – христиане. Иначе - анархия! Скоро-то Станислав придет к исламу?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Очень познавательный текст. Чувствуется, что автор начитанный эрудит. Тока в предложении, начинающемся со слов "А в данном случае важно, что..." из-за обилия придаточных неправильное управление. Жаль, что редактор тексты не читает...
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Стас! Никого не слущай! Ты молодец! все правильно написал - установление такого праздника вконец расколет общество. Может мы хотим день буддиста объявить? А чего без выходного? Пиво в жару никому не вредило.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Иларионов! Ты дурак? Мурзилку читай! Там все протебя написано.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Оно там персонифицировано Ябедой-Корябедой?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Тема очень важная, а те кто придираются к каким-то мелочам и фактам истории, видимо саму историю никогда не читал/учил нормально. Сколько историков-столько и мнений и по поводу крещения и по поводу того как и кого называть. Придираться в этом плане к статье значит расписаться в собственной глупости и необразованности. Нет практически ни одного исторического события,тем более такой давности, где нам было бы всё 100% известно и понятно. По поводу "официального праздника".... затея глупая, в народе не приживётся. Интересно посмотреть какой у государства будет следующий шаг в придумывании нам "поводов выпить".
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
В попытке защитить своего коллегу вы только все больше обнаруживаете, что тема высосана из пальца. Ведь праздника в виде выходного дня, торжественных собраний чиновников и народных гуляний, застолий и тостов нет и не будет. Просто этот день будет особо отмечечен в календаре, чтобы всем россиянам лишний раз напомнить об их истории. Что же в этом плохого? Тем более для Стаса Маслакова, так "мило" использовавшего этот информационный повод для возможности похереть всех профессиональных историков, далёких, оказывается, от "САМОЙ ПОПЫТКИ ОБЪЕКТИВНОСТИ". А что же же нового нам сказал Стас? "Крещение Руси – событие сколь великое, столь и неоднозначное". Да, это свежо и гениально! А что вообще у нас в истории не подпадает под это самое расхожее и банальное определение?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Оказываеися, это даже не праздник. Указ Президента устанавливает всего лишь навсего новую ПАМЯТНУЮ ДАТУ! Стоило ли автору из-за этого "избу городить"?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Это не вопрос спорный, а автор. Выделывается как гимназистка, готовящаяся в бомбометательницы.
1 2
Ростелеком. Международный конкурс журналистов