Ну ты даешь, Вас Саныч...

Сегодня исполняется 65 лет знаменитому спортсмену и тренеру, заслуженному мастеру спорта и заслуженному тренеру Советского Союза, почетному гражданину Ставрополя и Светлограда Василию Скакуну.
Об этом человеке, названном в книге рекордов Гиннесса, сказано, что он — «человек-кузнечик», написаны книги. Вся его жизнь исследована специалистами. А вот сегодня мы расскажем словами его учеников о той части жизни Василия Скакуна, которая выходит за рамки и профессии, и социальной деятельности.


«Жизнь дарована всем, но судьба - удел избранных, тех, кто превыше всего ценит свободу и не боится рискованных авантюр. Таким она благосклонно дарит удачу даже на самых крутых виражах».
Антуан де Сент-Экзюпери


Большая часть житейских казусов, которая случалась со Скакуном, в той или иной степени связана с его привязанностью к здоровому образу жизни, в первую очередь к любви оздоровительному бегу.
Вот что о нем говорят ученики:

Александр Расолин, 
заслуженный мастер 
спорта, двукратный 
абсолютный чемпион мира

- А знаете, почему шеф не пьет? - оживился Александр Расолин. - Ведь раньше было все как полагается.
Просто однажды в Бельгии он попал на какие-то массовые соревнования в качестве гостя. Ну а гости там, бывает, и пивко потягивают. Принесли и шефу, ну он, естественно, принял на грудь - кто же на дармовщину от пивка откажется?
Не успел Саныч опустошенный бокал поставить, как прибегают к нему организаторы, мол, просим на старт забега на 10 километров, и за руки тянут. Шеф им – так я уже утром свою «шестерку» отбабахал (6 километров), да и спортивная форма в гостинице. Всё тут же достали, и Саныч вышел на старт (после шестикилометровки утром, завтрака и пивка). А компания подобралась – все «лоси» лет под 30, а шефу - за полтинник.
Добежал, конечно! Не добежать он не мог - не позориться же перед империалистами, грамоту даже получил.
И после этого «завязал» намертво. Ну да, было время (пока плелся эту проклятую десятку), чтобы подумать и принять важное решение. Я до сих пор на бельгийцев в обиде – испортили мужика, а то бы по пивку, да с рыбкой, да в баньке, да под хороший разговор. Эх, жаль! Портят супостаты нашего брата.

Елена Бугаева
Как таскали свои акробатические дорожки по всему Советскому Союзу, рассказала заслуженный мастер спорта, чемпионка и обладательница Кубка мира Елена Бугаева.
- Когда Таисия Трофимовна и Василий Александрович готовили меня к новому прыжку – тройному сальто – шеф чувствовал, что старая лыжная дорожка (его первое изобретение) не обладает достаточными амортизационными качествами, и он придумал новую. Брал рессоры, как-то их к чему-то крепил, сверху фанеру – и получай катапульту. А Союз (чемпионат СССР) в 1985 году был в Тбилиси (мы тогда с грузинами хорошо дружили), и Саныч отправляет туда эту новую дорожку, на которой мне и удалось первой в мире сделать тройное сальто. Затем мы ее возили в Киев, Минск (пока те не научились делать аналогичные конструкции), а один раз отправляли самолетом даже в Красноярск. Уже оплатили багаж, а она по габаритам не входит в люк. Вас Саныч с ребятами там же на поле расшили щиты пополам, а затем в Красноярске сварили их, и снаряд был готов к Кубку Союза.
А еще была хохма на сборах в Воронеже, где готовились к чемпионату мира. И вот 7 ноября, естественно, для всех выходной, но у меня как день без тренировки, так лишний килограмм тут как тут. И утром шеф говорит: «Лен, пойдем кроссик пробежим вместе». Ну куда деваться? Спустились на набережную, шлеп да шлеп, ну а Саныч, как всегда, разделся до трусов, босиком. Поднимаемся наверх, а там толпы людей с флагами – вот-вот начнется парад. А мы с ним – он в шортах и я рядышком мышка-нарушка. Хорошо милиция не забрала в отделение, а то бы провели праздник где-нибудь в обезьяннике.

Алексей Крыжановский
- В середине девяностых, когда с выездами (финансами) на соревнования стало довольно туго, - вспоминают Алексей Крыжановский, заслуженный мастер спорта, пятикратный абсолютный чемпион мира, с женой, заслуженным мастером спорта, абсолютной чемпионкой мира Натальей Кадатовой, - тренеры нескольких регионов договаривались об аренде одного автобуса. И в ту пору мы таким образом отправлялись даже на официальные старты. Так было и в 1996 году.
Выехали из Ставрополя, затем подобрали команду Краснодара, в Орле к нам подсели москвичи и орловцы. Но по пути мы попали в аварию, и лобовое стекло на нашем «Рено» разбилось. Оно не высыпалось, водители его чем-то укрепили, и мы погнали дальше. Без проблем проскочили Белоруссию и Польшу, а на немецкой границе офицер посмотрел на стекло и произнес только одно слово: «Zuruck» - назад. Разговоры с немцами – бесполезное дело. Вас Саныч обзвонил все станции техобслуживания «Рено» в Польше – стекол нет. Что делать? Ночь передрожали в автобусе. А наутро, дождавшись пересмены немецких пограничников, шеф дал команду – всем надеть выступательные костюмы. Автобус оставили поодаль. И когда вышла толпа акробатов и стали строить пирамиды, делать сальто и прочие кульбиты, вся немецкая таможня и пограничники выскочили лицезреть столь невиданное для них действо, аплодируя нам с криками: «Рус, браво!». На автобус, пересекавший границу, никто даже не глянул.
Как важно знать, что на доброжелательность всегда найдется ответное понимание.

Людмила Громова
- Я помню, - подключилась Людмила Громова, заслуженный мастер спорта, четырехкратная абсолютная чемпионка мира, - мы готовились к чемпионату мира в Лондоне в 1982 году. В то время у нашего тренера было хобби - бегать где можно и нельзя. Он носился и под Эйфелевой башней во Франции, и в Китае на площади Тянь-Аньминь, и в Америке вблизи Белого дома. А в тот год у нас в Союзе, как сейчас помню, 12 сентября проводился день бегуна. И Вас Саныч решил его отметить преодолением марафонской дистанции (42 км).
На сборах он уже пробегал 25 километров. И вот мы в Лондоне. Разместили команду рядом со стадионом Уэмбли в аккуратненьких двухэтажных домиках студенческих общежитий. И у шефа возникают сразу две проблемы: первая – 12-го - финалы, значит, целый день в зале, а как же день бега? А вторая – куда бежать: незнакомый город, как ориентироваться и отсчитывать километры?
Но выход был найден: стартовать ночью после финалов, а бегать вокруг стадиона. Но как в темноте считать круги, и не просчитаться? Но Вас Саныч собрал 107 камешков, которые аккуратно по десяткам расположил на журнальном столике, утащенном из номера, и даже откуда-то приволок урну для использованных камешков.
Стартовал в два часа (ночи). И это в то время, когда все после официального банкета продолжали «банкетировать» по комнатам! А он бежит: круг – камешек в урну и т.д. К нему приходят тренеры, спортсмены – нормальные люди с бутылкой: «Вась, ну уважь!», а он улыбается … и бежит. Золотов, наш старший тренер, кричит из окна: «Эй, кончай дурить! Заходи, уже налито», а он бежит.
Но марафон, к сожалению, одолеть не удалось – от виражей, после 32 километра заклинило колено и пришлось сдаться. Поэтому марафонские дистанции на стадионах и не бегают. Но Вас Саныч не отчаялся - у него приятель первый свой марафон пробежал в 70 лет.

Елена Блужина
- О, шеф – большой специалист по попаданию в какие-либо непредвиденные обстоятельства, но он еще больший специалист по их преодолению, - говорит Елена Блужина, заслуженный мастер спорта, двукратная абсолютная чемпионка мира. – Расскажу историю, когда он чуть не попал в объятия льва.
Как-то шефа пригласили в Южную Африку провести мастер-класс. Разместили не в городе, а как VIP-персону, в национальном парке в бунгало, со всеми удобствами, естественно. И утром Вас Саныч, как всегда, не знамо куда, но побежал – организм требовал своих шести километров. Тропинка привела к сетке, огораживающей что-то. И вдруг за первым же поворотом прямо у сетки — лев. А сеточка-то всего высотой два метра, и без колючей проволоки. И если у нас львы в цирке какие-то дохлики, то этот - громадный, косматый, видно, давно не был в парикмахерской (а может, у страха глаза велики?).
Льву шеф явно понравился, и он как рыкнет (майский гром – это райский колокольчик по сравнению с голосом льва). Шеф нырь под кустик и сидит ни жив ни мертв, пот градом (жить-то хочется). Сидит, боясь потревожить их величество, а затем, отдышавшись, по-пластунски от кустика к кустику... Вас Саныч уже было воспрянул духом, но вдруг впереди под сеткой увидел свежевырытую яму (как раз под размер льва). Шеф не рассказывает, был ли диалог со львом или нет. Ну, в общем, нам всем повезло, что в то утро гривастый уже позавтракал...

Валентина Завалий, 
заслуженный мастер 
спорта, чемпионка мира

- Это было где-то в середине восьмидесятых. Шеф к шести утра бегал на тренировки со своей улицы Морозова - практически в любые погодные условия. Летом во время бега учил немецкий, зимой пугал редких прохожих и многочисленных собак.
А у фонтанов на К.Маркса он, уже разогретый, как всегда снимает костюм и дальше в шортах до гостиницы «Ставрополь», а там разувается и босиком – так пустяк – два километра. Увидев такое, одинокие ночные прохожие шарахались кто куда. На улице вьюга, а он чуть ли не голый – лучше подальше, а то, Бог его знает, что у него на уме. А он бежит и песенки мурлычет, с дубом знакомым здоровается.
Однажды почему-то вскочил в половине второго ночи. Умылся, не посмотрел на часы и побежал. Только на улице почуял, что что-то не так: людей совсем нет, вьюга и только собаки водят хороводы. Вдруг его догоняет машина (а бегал Вас Саныч по проезжей части, тротуары как правило никто не чистил). Оказалась «скорая». Спрашивают: «Вы куда?». Естественно, люди думали, что что-то случилось, быть может, надо помочь. А он: «На тренировку!». Хорошо, что не забрали в психушку. Только на площади, посмотрев на часы, понял, что стартанул часа на четыре раньше, но возвращаться домой не было смысла, и он побежал дальше.
Прибежал в зал в начале третьего, а он закрыт. Шеф быстро надел всю свою амуницию и начал бросать снежки в окна третьего этажа, где жила семья тренеров. Разбудил, открыли. Прилег на пару часов на мате у батареи. Поутру малышня специально приходит в зал пораньше, чтобы, не включая свет, побеситься. И вдруг один из них во время беготни как раз на спящего шефа и наступил. Кто испугался больше – мы так и не узнали до сих пор.

Анна Коробейникова, 
заслуженный мастер 
спорта, двукратная 
абсолютная чемпионка мира

- На последнем чемпионате мира в Канаде шеф показал всем еще один мастер-класс. Во время опробования дорожки одному тренеру из Израиля стало плохо с сердцем. Он время от времени терял сознание, а все вокруг бегали, не зная, что предпринять. Вас Саныч сложил пальцы рук какой-то фигой и научил делать эту фигу всех, кто был рядом. Не поверите, но комбинация из трех пальцев помогла: больной задышал, лицо порозовело, и он пришел в себя. Потом приехала «скорая». Я до сих пор чуть что не так – раз фигу в кармане и держу пока зуб не отпустит или боль пройдет. Вот я и думаю, может, нам всем обязательно надо обзавестись этими самыми фигами и тогда нам все эти кризисы будут по фигу... 



Последние новости

Все новости

Объявление