Нужен ли городу троллейбус?

Тамара Коркина

Совсем недавно троллейбус 75 процентов пассажиров перевозил бесплатно. Все — от руководителя до водителя предприятия — были убеждены: уберите льготы, тогда и с долгами можно рассчитаться, и парк пополнять, и зарплату людям повысить. И даже стоимость билета снизить.

С марта 2005 года за проезд стали платить все. А из долгов и убытков троллейбусное предприятие все равно выбраться не может. Почему?

— Да потому, что у нас в лучшем случае остались те самые 25 процентов пассажиров, которые и раньше платили, — говорит Александр Петрович. — Кто получил деньги на оплату проезда? Самая большая категория — ветераны труда и инвалиды. Раньше бесплатно можно было проехать хоть сто раз на дню. Льготники курсировали по городу в поисках более дешевых продуктов, часто ездили к детям, родственникам, знакомым. Сейчас, когда за проезд надо платить, люди считают каждую копейку. В оба конца десять рублей — обойдусь, не поеду.

А сколько мы возили военнослужащих! Сейчас их в троллейбусе тоже нет. Как нет и милиции. Есть у нас абсолютно убыточные маршруты, например, третий и пятый, пускать по ним вместительные машины просто нерентабельно. Десятый и двенадцатый маршруты мы уже закрыли.

В первый же месяц, когда отменили льготы, наши доходы выросли в 1,8 раза. Безусловно, рост, но не тот, который обеспечил бы финансовое благополучие предприятия. Сейчас висят долги прошлых лет, некомпенсированные нам убытки за перевозку льготников, к ним прибавляются новые — по первому полугодию этого года убытки составили 12 миллионов рублей. Приглядитесь – троллейбусы ездят пустыми или полупустыми, в них по семь­восемь человек.

На когда­то просторных троллейбусных линиях сейчас не продохнуть. По «девятке» бегает «маршрутка» № 31, по «семерке»­ «пазик» № 38, «двойку» закрыла «маршрутка» № 32 и так далее. А сколько всевозможных пересечений! Можно ли приравнять юркие маломестные «маршрутки» и вместительный общественный транспорт?

Хорошо, но страшновато

Казалось бы, ну не могут выжить троллейбусы в нынешней рыночной жизни, наступают им на пятки, теснят частники — да и Бог с ним, с этим традиционным транспортом! Для горожан главное – чтобы быстро и комфортно добраться в любую точку города. А эта цель в Ставрополе практически достигнута. Коммерческие автобусы и «маршрутки» добрались в такие массивы, которые, казалось, еще сто лет будут вдали от проезжих магистралей. И бегают они на некоторых маршрутах с периодичностью в три­четыре минуты.

Но… Кто из пассажиров тех же юрких «маршруток» не холодел от того, что стал невольным участником состязательного ралли? Кто не попадал в ситуацию, когда на одной линии, как на старте, оказывалось пять­семь машин, и все они рвались обогнать друг друга, первыми забрать пассажиров? На улицах города порой разворачивается уже даже и не конкуренция, а своего рода цирковая программа со смертельно опасными номерами. Ездить на «маршрутках» по улицам 50 лет ВЛКСМ, Дзержинского, Доваторцев, проспектам Карла Маркса и Кулакова попросту страшновато. И печальная статистика свидетельствует отнюдь не в пользу «газелей».

Между тем за сорок с лишним лет своего существования троллейбусы, не сглазить бы, не унесли ни единой человеческой жизни. Они безаварийны, и самое большое неудобство, какое могут причинить, это замереть из­за отсутствия тока, что бывает не так уж и часто.

Доводы в пользу муниципального транспорта

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов