Нужен ли нам «Гуманистический манифест 2000»?

Мировоззренческое здоровье так же важно, как и физическое. За двадцать лет «реформ» в России во многом поменялись социально-политические и морально-нравственные ориентиры. Нельзя не признать, что эти обстоятельства вызвали деформацию мировоззрения, потерю моральных авторитетов (особенно у молодежи), смятение или апатию. По-прежнему остаются открытыми вопросы: «где те отечества отцы, которых нам принять за образцы?» и «куда ж нам плыть?». Вернуться ли нам к ценностям советского социализма (другого у нас не было), или к «вечным» догматам религии, или выбрать что-то иное? Каково должно быть мировоззрение человека, чтобы сделать свою страну благополучной и процветающей?

Ответа на эти вопросы требуют все более грозные вызовы времени, от которых зависит будущее России.

На наш взгляд, устойчивое прогрессивное развитие российского общества, тем более его модернизация и повышение конкурентоспособности, не может быть основано лишь на клерикальном, догматическом мироощущении, т.к. оно не в состоянии преобразовать мир, его удел — утешение, сохранение и консервация существующего положения вещей (или «возрождение» старых догматов).

Относясь с уважением к верованиям и убеждениям каждой личности, обрядовым традициям, нужно все же признать, что для дальнейшего развития общества и преобразования мира необходимо светское мировоззрение, основанное на светских принципах и ценностях — личных, социальных и планетарных, выработанных прогрессивной человеческой мыслью.

Таким мировоззрением, на взгляд многих думающих людей, является современный планетарный гуманизм (именуемый также неогуманизмом). Основные идеи неогуманизма сформулированы в Декларации и «Гуманистическом манифесте 2000», имеющих целью предложить программу действий для всех, кто скептически относится к традиционным формам догматических убеждений и вместе с тем считает, что существует необходимость объединить различные виды веры и неверия, чтобы выработать общую позитивную мировоззренческую платформу во благо всего планетарного сообщества.

Объем газетной статьи не позволяет подробно рассмотреть указанные документы, поэтому мы можем лишь кратко ознакомить с ними читателя.

Декларация и Манифест изданы в начале этого века Международной Академией Гуманизма, в которую входят известные ученые, нобелевские лауреаты и общественные деятели из 29 стран мира.

Авторы Манифеста считают, что человечество лишено будущего, если оно не утвердит новые принципы взаимоотношений, основанные на идее гуманизма, а также полагают, что подлинный гуманизм может быть развит только на научной основе.

В последние годы многие представители отечественной интеллигенции (особенно некоторые деятели культуры) отвергают или игнорируют идеи гуманизма, считая, что он потерпел поражение в споре с религией. Однако необходимо отметить в качестве возражения, что гуманизм представляет собой набор принципов и ценностей, которые начали формироваться в эпоху Возрождения и достигли своей зрелости в настоящее время. Он ознаменовал поворотный момент от средневековых надежд на божественный порядок и «спасение» к пониманию того, что человеку должно жить здесь и сейчас, что ему нужно обрести смысл, ценности, достойное существование и социальную справедливость в формах демократии и экономики, служащих общечеловеческим потребностям.

Сторонники неогуманизма сознают, что бесчисленные поколения людей были верующими, однако с появлением научного мировоззрения появились и люди, думающие иначе, поэтому те и другие должны работать вместе, чтобы находить решение общих для всех социально-политических проблем.

Неогуманисты черпают свои убеждения главным образом из современных источников, в основном из новейших достижений науки, но также и философии, этики, светской литературы и искусства. Поэтому можно рассчитывать, что многие могут присоединиться к светским гуманистическим группам и центрам, чтобы повысить уровень общения и обмена ценностями добрососедства и дружбы.

Каковы основные утверждения Декларации и Манифеста?

Наиболее важные из них заключаются в следующем.

Во-первых, неогуманисты понимают, что ни эмоции, ни интуиция, ни власть, ни обычай сами по себе не могут заменить поиска истины с помощью разума, они опираются на опытную проверку наших знаний и ценностей: «подвергай все сомнению и проверке».

Во-вторых, неогуманисты не воинствующие безбожники, хотя и настроены критически к заявлениям об истинности религиозной точки зрения, особенно если она выражена в догматической и фундаменталистской форме или покушается на свободу других людей.

Они осуждают ущемление — часто во имя религии — прав женщин, репрессии к инакомыслящим, защиту теократии и отрицание демократии и прав человека. Они верят в необходимость свободы совести, права человека, верить или нет. Их можно определить как людей, выступающих за что-то, а не против чего-то.

В-третьих, неогуманисты считают, что наилучшим образом моральные нормы можно оценить по последствиям их применения. В ходе развития цивилизации человечество обрело некоторую этическую мудрость (осуждение войн как метода решения международных проблем, терпимость, возникновение идей социальной справедливости и т.д.). Однако ряд устаревших моральных рецептов требует пересмотра (человек раб, и поэтому не ответственен, спасение в «будущей» жизни и т.д.), и вместе с тем не исключено возникновение новых моральных принципов.

В-четвертых, неогуманисты привержены таким универсальным моральным принципам и ценностям, проверенным на подлинность в различных культурах, как: счастливая и плодотворная жизнь каждого человека; наиболее полная реализация лучших способностей и интересов; разумная жизнь в гармонии с чувством; сострадание; сочувствие; благородство; способность любить; благотворительная забота; семья; ответственность; справедливость; достоинство, честь; совесть.

Любой здравомыслящий человек признает, что, ориентируясь на эти ценности, он обретает смысл существования и уважение к себе.

В-пятых, каждому человеку должно быть дано право принимать самостоятельные решения и реализовывать свои ценности, в той мере, в какой это не ущемляет права других: «мы рождены, чтобы быть свободными». Неогуманисты придерживаются гражданских добродетелей демократии, которые обеспечивают терпимость, справедливость, примирение различий и готовность к компромиссу.

В-шестых, светское мировоззрение еще не гарантирует добродетели, т.к. много зла в мире было причинено как верующими, так и неверующими.

Люди бывают переполнены ненавистью, завистью, жадностью или похотью, независимо от их веры. Стремление к власти часто является стимулом для нравственного разложения. Поэтому качество гуманистического мировоззрения может быть оценено тем, дает оно человеку позитивный смысл жизни и моральную цель в ней или нет.

Человек доброй воли должен сочетать разум и сострадание, критический ум и заботливое сердце. Те, кто нарушает принципы достойного поведения, должны оцениваться в соответствии с последствиями их поступков.

В целом же можно сказать, что люди, называющие себя нео-гуманистами, берут на себя ответственность за благополучие общества, в котором они живут, они осознают, что необходимыми важнейшими условиями нормальной жизни являются: верховенство права, соблюдение принципов социальной справедливости и равенства всех перед законом. Критический разум, знания и моральный закон являются их девизом.

Здесь уместно привести отрывок из «Притчи о Белом Ките» самобытного русского философа Н. Н. Трубникова. «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда… Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею, — тоже единственную. Мы уже не дети, нуждающиеся в опеке… не только призванные, но и избранные по достижении зрелого возраста стать мужами — вседержателями этого мира, ответственные за все в нем происходящее. Призванные и избранные устроить этот свой дом. Если наше дело есть дело мира, если мир мыслит себя нашей мыслью, говорит нашим словом, продолжает себя в нашем продолжении, то с нас спрос, когда слово и дело мира расходятся».

Таковы некоторые жизненно важные принципы и ценности, которые светский, персоналистический, прогрессивный и планетарный гуманизм предлагает человечеству. Таковы утверждения неогуманизма, которые он предлагает современности. Его идеи и ценности поддерживают уверенность в способности справиться с проблемами, с которыми мы сталкиваемся, и освоить еще неведомые реальности.

Итак, на вопрос, поставленный в начале статьи: нужны ли современному российскому обществу идеи, выраженные в «Гуманистическом манифесте 2000», — ответ очевиден.

Олег Федоров

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов