Нужна помощь - обращайтесь!

Тамара Коркина

Мы, жители нескольких домов по улице Мира, встречаясь, жалуемся друг другу на недомогания, на невнимание занятых работой детей, на одиночество, на то, что болезнь делает нас беспомощными в решении бытовых вопросов. Порой вспоминаем, что в городе есть социальная служба, иногда спорим, кто и в какой степени может на нее рассчитывать. Многие из нас о ней толком ничего не знают. Расскажите, пожалуйста, о ней подробно, может, полученная информация как-то изменит жизнь кого-то из нас.

Екатерина Морошкина, Галина Гнедич, Татьяна Свистухина и другие, Ставрополь.

С этим письмом редакция познакомила директора краевого Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Галину Шпак. Вот что она рассказала о своем государственном бюджетном учреждении:

- Главные направления в нашей работе - это социальное обслуживание на дому и срочное социальное обслуживание. Проблемы, с которыми обращаются горожане, самые разные. Это и преклонный возраст, и инвалидность, и неспособность обслужить себя, и отсутствие ухода. Бывает, у больного человека нет денег на приобретение продуктов или лекарств. или он остро нуждается в эмоциональной поддержке, общении. У нас у каждого, а у пожилых одиноких людей особенно, бывают минуты, когда жизнь, кажется, теряет всякий смысл. Тогда на помощь приходит наша «скорая помощь».

На дому мы обслуживаем полторы тысячи горожан. Плюс к этому ежедневно оказываем разовую помощь, за ней в минувшем году обратилось около 4500 человек.

- Давайте поговорим о каждом направлении чуть подробнее...

- Среди подопечных, которых мы обслуживаем на дому, 80 процентов - одинокие и одиноко проживающие пожилые люди. Сплошь и рядом - дети выросли, уехали в далекие края, а мать или отец остались одни. Когда оба родителя живы - хорошо, они поддерживают друг друга. А вот когда один уходит, тогда порой у другого одна надежда - на социального работника.

Наш Центр предоставляет такие гарантированные государством социальные услуги, как организация питания, быта, досуга, оказание социально-медицинской помощи и помощи в оформлении документов.

- Какова стоимость этих услуг?

- Для тех, у кого доход ниже прожиточного минимума пенсионера, они бесплатны. А дальше идет градация. У кого доход в полтора раза больше - тот платит за услуги небольшую сумму, у кого в два с половиной раза - стоимость услуг еще чуть увеличивается.

Есть услуги, которые Центр имеет право оказывать своим подопечным на платной основе. Их перечень проработан и составлен нами на основе анализа потребностей клиентов и включает порядка 200 наименований. Тарифы на услуги относительно невелики.

К слову сказать, многие наши подопечные считают, что им проще попросить кого-то убрать в квартире, вымыть окна, сварить обед и заплатить за это, чем обращаться в Центр. Мне хотелось бы сказать, что в этом случае оказавший помощь человек не несет никакой ответственности за свою работу. Другой разговор - социальный работник, помощь которого порой - большое подспорье родственникам. Ведь у всех свои заботы, семьи, личные дела. Обратиться в социальную службу – это все равно, что обратиться к сантехнику, слесарю и получить качественную услугу.

- Теперь - о срочной службе...

- Она у нас работает в основном на спонсорские средства, которые направляются на оказание помощи малоимущим горожанам. Юрисконсульт бесплатно проводит юридические консультации для ветеранов, пенсионеров, инвалидов, малоимущих, им оказывается помощь в составлении документов правового характера. Телефон «срочной» 72-80-46 знают многие горожане. Как правило, на сигнал пожилого человека или инвалида, экстренно нуждающегося в помощи, выезжает наша мобильная бригада, часто – с продуктами питания. В бригаде специалисты разных профилей, которые на месте разбираются, какая помощь может быть в данной ситуации оказана.

- Галина Ивановна, в этом году Вы заговорили о «бригадном методе» работы социальных работников. Если раньше у каждого из них было 10-12 подопечных, к которым обязательно нужно было приходить два-три раза в неделю, то сейчас появилось понятие «индивидуальная нуждаемость». Что это такое - «бригадный метод»?

- Если сказать просто, то это результат поиска путей оптимизации работы соцработников, повышения эффективности и качества обслуживания ими клиентов с учетом индивидуального подхода и нуждаемости. К одному подопечному достаточно прийти раз в неделю, а то и в две, к другому нужно приходить минимум через день. Мы провели анализ потребностей клиентов в социальных услугах, составили хронометраж рабочего времени наших работников. В итоге было принято решение о внедрении в практику элементов бригадного метода. Для этого в отделениях социального обслуживания на дому выделено по одному социальному работнику.

Теперь группа, в которую объединены несколько соцработников, занимается сопровождением клиентов в лечебно-профилактические учреждения, оказывает содействие в проведении МСЭ, реабилитационных мероприятий для инвалидов, выписывает рецепты у врачей на получение лекарственных средств, оказывает помощь в оформлении самых разных документов и так далее, перечень услуг велик.

Все эти виды помощи требуют немало времени и порой больших трудозатрат. Теперь социальные работники, освобожденные от них, могут выполнить больший объем услуг подопечным на своих участках с учетом их индивидуальной нуждаемости.

Сопровождение, о котором я рассказала, - один аспект бригадного метода. Второй - помощь клиентам в приготовлении пищи, мытье посуды, при необходимости - кормление больных.

По такой системе мы работаем всего два месяца. Продолжительность этого инновационного проекта изначально запланирована на один год, но если он пойдет успешно - работа будет продолжена.

В этом году у нас запущен инновационный проект на базе отделения срочного социального обслуживания - сервисная служба. К уже широко известным услугам, таким как доставка на дом пенсионерам горячих обедов, оказание парикмахерских услуг на дому, разовых социально-бытовых услуг, присоединена генеральная уборка квартир.

И мне хочется сказать еще вот о чем. Порой пожилые люди излишне простодушны и доверчивы. И мы посчитали своим долгом организовать в Центре школу безопасности для них, рассказываем, как не стать жертвой мошенников в быту и на улице, как уберечь себя от опасностей при плохих погодных условиях - тем много. Ну и стараемся идти в ногу со временем - обучаем пожилых людей работе на компьютере и в сети Интернет.

Двери Центра открыты для всех пожилых людей и инвалидов, которые нуждаются в нашей помощи. Обращайтесь!

интервью, социалка

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов