О чём мечтает артист разговорного жанра?..

Ольга Метёлкина

Если верить словарям, то конферансье – это «эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними». И хотите вы или нет, но жанр конферанса на сегодняшний день практически исчез. Требующиеся от мастеров разговорного жанра качества, такие как остроумие, талант импровизации, умение разговаривать с публикой, а также изящно связать выступления различных артистов в единое действо, уже не востребованы. А жаль...


Все мы родом из детства

Артист разговорного жанра Игорь Матюшкин.
Александр ПлотниковАртист разговорного жанра Игорь Матюшкин.

О том, какой была ещё в не таком уж далёком прошлом наша эстрада, о людях, которые посвятили ей жизнь, мы разговаривали с известным ставропольским артистом-«разговорником» Игорем Матюшкиным. В этом году ему исполнилось 80 лет. Юбилей он отметил скромно, и спустя некоторое время в уютном зале городского Дома культуры встретился со зрителями, чтобы порадовать их своим творчеством и подарить концерт, в программе которого выступили его коллеги, друзья и самые близкие люди.
Назвав Игоря Александровича ставропольским артистом, я подумала, что это не совсем точно. Ведь родился он в Краснодаре. Там же, на Кубани, прошло его детство и годы, когда появилась непреодолимая тяга к эстраде. В центре города был окружной Дом офицеров, а за его забором – летний театр, где проходили концерты и показывали кино. Игорь Матюшкин и его друзья-мальчишки забирались на деревья и оттуда «приобщались к искусству». Игорь с удовольствием пел в детском хоре. На репетициях познакомился и подружился с «Витамином» – так ребята называли приятеля с трудно произносимым именем Вениамин. Поразительно, но эту дружбу они сохранили до сих пор.
Вениамин Архипович Лобжанидзе специально приехал в Ставрополь из Краснодара на юбилейный концерт. За прошедшие 67 лет дружба «повзрослевших мальчишек» стала только крепче, как-то мудрее, а отношения друг к другу – бережнее. Давние друзья встретились и вместе выступили на сцене. В годы их послевоенного детства частенько звучала из репродукторов «Песня боевых друзей» А. Долуханяна на стихи Л. Некрасовой. В исполнении Игоря Матюшкина и Вениамина Лобжанидзе она навеяла тёплые воспоминания из собственного детства у многих зрителей старшего поколения...


Русскоязычный «разговорник» в Эстонии

Ставрополь в судьбе Игоря Матюшкина – город не случайный. Отсюда он не раз уезжал, и, поколесив по свету, не раз сюда возвращался. В 1977–1978 годах Игорь Александрович работал в Ставропольской филармонии – пригласили возрождать ансамбль «Оптимисты», после того как выступавшая с ним певица Ксения Георгиади уехала в Москву. Матюшкин возглавил эстрадную бригаду, в которой выступали вокалисты, танцоры, музыканты, фокусник и артисты других жанров. Они колесили по всему краю, выезжали на гастроли. Игорь Александрович занимался конферансом. И где-то на гастролях его услышали эстонцы. Им как раз был нужен русскоязычный «разговорник». «Почему бы и нет?!» – решил Матюшкин и поехал в далекий Таллин, где его «разговорный талант» сразу же высоко оценили. Параллельно он успевал работать в филармонии в Великом Новгороде.
Так или иначе, в Эстонии Игорь Александрович прожил 17 лет. Он был успешным артистом, а позже и талантливым организатором. Вместе с Николаем Васильевичем Соловьем Игорь Александрович стал основателем Общества славянских культур в Эстонии. Они возродили в республике «Праздник песни и танца», который проводился еще до войны. С легкой руки Игоря Матюшкина грандиозный праздник получил название – «Славянский венок». Он писал сценарии для массовых представлений, в которых были заняты тысячи людей. Приезжали артисты из Прибалтийских республик, из Центральной России, Поволжья, Урала и даже с Камчатки. На «Славянский венок» правительство Эстонии выделяло крупные средства, ощутимую поддержку оказывали министерства культуры СССР и РСФСР.


«Это не я, это у меня такое кресло»

– Пять лет я занимал «блатную» должность в Таллине, был очень популярным человеком – работал главным администратором городского холла, – улыбаясь, вспоминает Игорь Матюшкин. – Дело в том, что к Олимпиаде-80 в столице Эстонии построили огромный Дворец культуры и спорта имени Ленина. Потом он стал называться Tallinna Linnahall или по-русски просто Горхолл. Там было два огромных зала. Один только концертный вмещал 5000 зрителей. Многие большие артисты мечтали выступить в нем. И действительно, кого там только не было!..

Понятно, что в Tallinna Linnahall «отметились» практически все «звезды» Советского Союза. Игорь Александрович хорошо запомнил потрясающее выступление Театра балета Бориса Эйфмана, Ансамбля народного танца Игоря Моисеева, Красноярского ансамбля танца Сибири Михаила Годенко. Трижды выступала Алла Борисовна. На ее концерты руководство города разрешило продавать билеты по самой высокой стоимости – 3 рубля! При том, что обычно самые дорогие билеты были по 2 рубля 40 копеек.

Судьба подарила Игорю Матюшкину встречи с нашими знаменитыми композиторами Арно Бабаджаняном и Александрой Пахмутовой, общение со Львом Лещенко, Владимиром Винокуром, Юрием Антоновым и еще многими известнейшими артистами.

Зарубежных исполнителей и коллективов в Горхолле тоже побывало немало. Там выступали поистине уникальные артисты со всего мира. Зал на пять с лишним тысяч мест ежедневно был заполнен зрителями, которые были счастливы попасть на концерты. Поэтому неудивительно, что главного администратора Tallinna Linnahall Игоря Матюшкина считали в городе «большим человеком», на что он только улыбался: «Это не я, это у меня такое кресло». Так и вышло: когда развалился Советский Союз, никакие таланты и связи не помогли представителям не коренной национальности остаться на прежних должностях. Удостоенный звания заслуженного артиста Эстонской ССР, Игорь Александрович Матюшкин тоже не задержался и вынужден был уехать на родину. Однако об Эстонии он вспоминает с добрым чувством: «Первое время я даже скучал по умиротворенности, порядку, который там был, – говорит он. – Своеобразная страна со своими порядками и законопослушными гражданами. Эстонец даже в пьяном виде (а пьют они побольше русских) будет корректен и вежлив. Я сам приучился в Таллине соблюдать правила дорожного движения, и теперь никогда не пойду через дорогу на красный свет».


«Мы, русские по плоти и по духу, вновь обращаемся к тебе»…

Вернулся Игорь Александрович в Россию и долго не мог получить гражданство. Ходил по кабинетам, доказывал, убеждал, просил. А потом написал президенту В. Путину: я сам уроженец Краснодара, русский человек, здесь мои корни, здесь моя дочь живет… В письме еще и его стихи были, вот одно только четверостишие:
Россия…

Когда тебя на части рвут,  как рвут краюху,

Копаясь, как в белье,  в твоей судьбе,

Мы, русские по плоти и по духу,

Вновь обращаемся к тебе…

Кстати, в приемной президента отреагировали оперативно, направили запрос в Ставрополь, и за полтора дня Игорь Матюшкин получил российское гражданство.
Кстати, о поэзии. Следует сказать, что с ней Игорь Александрович крепко подружился как раз в Эстонии, когда работал над сценариями больших праздников и концертов. Продолжил писать стихи в Ставрополе. Композитор Александр Маслов не раз писал песни на его стихи. В 2002 году их совместное произведение «Приезжай к нам, друг, на Ставрополье!» было удостоено первой премии на конкурсе «Лучшая песня о Ставрополье».
Поэзия Игоря Александровича сама по себе мелодична, в ней много лирики. На юбилейном концерте в Доме культуры звучало несколько песен А. Маслова на стихи И. Матюшкина. Состоялась премьера – «Бабье лето». Эту песню исполнила дочь Игоря Александровича Ирина Ермошкина:

Вновь бабье лето   всё запаутинило.

Уходит ночь,  прошедшая без сна.

И голову, усыпанную инеем,

Кружит, кружит далекая весна...

В программе концерта выступили и внуки юбиляра. Они, как и все в этой семье, творчески одаренные люди. Старший, Антон Ермошкин, обладает незаурядными вокальными данными, а младший, названный в честь дедушки Игорем, профессиональный саксофонист, играет в военном оркестре.
Судьба регулярно дарит Игорю Александровичу встречи с талантливыми людьми. Поздравить юбиляра пришли на концерт музыканты оркестра 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка. Мало кому в зрительном зале до этого было известно, что Игорь Александрович имеет непосредственное отношение к сооружению памятника военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга, который установлен на территории полка. Игорь Матюшкин организовал во Дворце культуры и спорта два благотворительных концерта с участием ведущих ставропольских артистов и симфонического оркестра филармонии, и на собранные пожертвования был создан памятник.

К сожалению, многих из тех, кто участвовал в тех концертах, уже нет с нами. Игорь Матюшкин вспомнил со сцены Дома культуры ушедших коллег и друзей. Особое место в его жизни занимала искренняя крепкая дружба с артистом Дмитрием Горбачевым и обладателем уникального голоса Георгием Тарановым. С Георгием проехали много концертных площадок. Игорь Александрович до сих пор болезненно переживает его безвременный уход. Георгий, как никто другой, понимал, насколько важен конферансье для концерта. Теперь же мастеров разговорного жанра заменили просто ведущие. Игорь Матюшкин не может смириться с тем, что конферанс как жанр уже почти исчез, но всё же надеется и мечтает, что он ещё возродится в своих лучших традициях...

В финале творческого вечера в исполнении юбиляра и солистов ансамбля «45 параллель» под управлением заслуженного артиста РФ Валерия Короткова со сцены звучало: «Мы желаем счастья вам», а зрительный зал с энтузиазмом подпевал.

Игорь Матюшкин, конферансье, эстрадный артист, судьба

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление