О магазинах в «формате» и без

Лариса Денежная

Завтра все, кто стоит за торговым прилавком или сидит у кассы, готовит блюда в столовой или кафе, обслуживает посетителей в ресторане, отмечают профессиональный праздник. О состоянии сферы, о задачах, которые решают вместе с торговыми работниками местные власти, мы беседуем с исполняющей обязанности руководителя комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Галиной Охмат.

- Галина Алексеевна, какой он, коллективный портрет ставропольской торговли?
- Если представить его в цифрах, то это свыше 3100 предприятий розничной и оптовой торговли, в которых занято более 50 тысяч человек.
В Ставрополе на сегодня представлены все форматы торговли — начиная от «магазина у дома» и заканчивая супер- и гипермаркетами, универсальными торговыми комплексами. Есть и «кэш энд кэрри», то есть мелкооптовый или розничный склад-магазин, который известен многим, как магазин «Метро».
Торговый сектор в городе хорошо развит. По обеспеченности торговыми площадями Ставрополь превосходит многие крупные города России — 950 квадратных метров на тысячу жителей. И сейчас начался другой процесс — реконструкция и модернизация предприятий в центре города и строительство новых на окраине. То есть идет качественное улучшение сферы.

Одна из задач, которую мы сегодня решаем, — увеличение количества магазинов шаговой доступности. Никто специально не поедет в магазин за продуктами ежедневного спроса. Раньше эту нишу занимали точки мелкой розницы — павильоны, киоски. Свою задачу (появились в кризисные 90-е) они выполнили. Сейчас мы проводим мероприятия по оптимизации их количества. Вскоре в городе повсеместно появятся новые павильоны и киоски, выполненные в едином стиле и соответствующие современным градостроительным требованиям. Разместятся они в основном в районах, где не хватает торговых точек, на окраинах, в новостройках. А вообще, люди сейчас отдают предпочтение фирменной торговой сети с доступным ценовым диапазоном.

- Когда находишься в другом регионе, такое впечатление, что из Ставрополя и не уезжал. Везде мелькают знакомые вывески магазинов: «Магнит», «Окей», «Метро», «Копейка», «М-видео», «Эльдорадо», «Спорт-мастер», «Рив Гош»… Практически один и тот же ассортимент, расположение залов и витрин….

- Это общая тенденция в стране. Федеральные сети расширяют свое присутствие в других регионах. В Ставрополь они тоже вошли, и очень активно. Процесс начался в начале девяностых, когда опустели прилавки, и мы рады были, что в город пришли сети с централизованным распределением товаров, складами, транспортом и прочей инфраструктурой, наполнив магазины товарами. Но в последние годы в Ставрополе активно развиваются и местные торговые сети. Например, только магазинов «Экономка» — 58, «Тройка» — 9, «Семья» — 6. Появляются и местные сети, торгующие хозтоварами, детской одеждой и игрушками. Например, магазины «Сказочная страна» торговой сети «Терем».

Радует, что и местные производители расширяют фирменную торговлю. Молочный комбинат «Ставропольский» только в краевом центре открыл 28 торговых точек, в каждом районе города, на окраинах. Этот производитель предлагает широкий ассортимент продуктов, которые прямо с конвейера или печи уходят в фирменные точки — молочные, хлебобулочные и кондитерские изделия, сыры, майонезы, кетчупы, соки, мороженое. Широкая сеть магазинов «Бац», которая реализует мясные и колбасные изделия, деликатесы, теперь еще и кондитерские товары. Эта сеть также присутствует во всех районах города. И мы можем уверенно говорить: фирменная торговля приближается к дому. Было время, когда строительство и открытие новых магазинов ограничивалось пр. Кулакова и ул. Доваторцев. Сегодня подход к размещению торговых предприятий другой.

Новая тенденция последних лет — организация торговыми предприятиями собственного производства, которое с каждым годом расширяется. Во многих крупных магазинах есть мини-цеха, где делают полуфабрикаты, готовые кулинарные изделия, приближенные к домашним, — различные салаты, котлеты, рыбу, тушеные овощи и пр. Если раньше в Ставрополе на весь город было 10 кулинарных магазинов, то сейчас горожан кормят 60 кулинарных цехов, работающих под крышей торговых предприятий. Покупателей стараются удержать не только ассортиментом, но и выпуском новых видов изделий.
Но если салаты или котлеты в магазинах не редкость, то вот «льготные» секции вряд ли вы увидите в других городах. Ставрополь, пожалуй, единственный в России город, где сохранено обслуживание льготных категорий граждан. В других территориях пошли по другому пути, более простому — раздали дисконтные карты на право покупки товаров с 10-процентной скидкой. В Ставрополе в 13 магазинах работают секции для льготников, здесь можно купить продукты с наценкой в два процента. Особенно хочу поблагодарить за эту работу сеть магазинов «Тройка» и «Универсам № 1». Эти торговые предприятия не получают от администрации никаких преференций. При этом они не ограничиваются рекомендуемым администрацией ассортиментом продуктов.
- Галина Алексеевна, коль заговорили о котлетах, давайте поговорим о другом сегменте торговли — общепите. Как тут с «форматами»?
- Сфера общепита развивается успешно. В ней представлены и рабочие столовые, и закусочные, кофейни, пиццерии, кафе, рестораны. Причем последние расширились до ресторанно-гостиничных комплексов, предоставляя различные услуги, в том числе по организации досуга. Это такие рестораны, как «Лесная поляна», «Новый Рим», «Акрополь», «Интурист», «Парадиз» и другие. На сегодняшний день работает 560 предприятий на 29,7 тыс. посадочных мест. У каждого — свой неповторимый стиль оформления, фирменные блюда. Многие имеют меню с национальной кухней.

О магазинах в «формате» и без

Например, рестораны «Восвояси» и «Изба» — с русской, «Чайхана-Бархан» и «Восточный дом» — узбекской, кафе «Веранда» — европейской, «Сатори», «Васаби»– японской, «Скиф» — осетинской, «Шинок» - украинской, «Лас-Вегас» — кавказской. Пользуются спросом предприятия быстрого питания — «Горячая выпечка», «Флора-Бургер», «Гуднесс» с довольно-таки демократичными ценами. Сюда приходят целыми семьями, здесь встречаются с друзьями.
Нам есть чем удивить и гостей города. Чтобы сориентироваться в выборе, на сайте городской администрации в портале нашего комитета можно посмотреть проспект предприятий общепита. Здесь указаны их адреса, транспорт, которым можно добраться к ним, средняя цена за заказ, кухня.
- Сейчас многие кафе и рестораны открыли сезонные летние площадки. Помнится, городским властям приходилось много воевать с их хозяевами: то информации по графику работы нет, то антисанитария возле них, особенно пивных, то количество посадочных мест не соответствует заявленному…
- Многие проблемы уже утрясли. Время «балаганов», огороженных флажками, ушло. Сейчас многие летние площадки — настоящее украшение города. Не только внешне, но и по интерьеру — европейского стиля. Здесь красивые занавески, скатерти, кожаная и плетеная мебель, декоративные подушки, корзины с цветами… Для комфорта посетителей — кондиционеры, телевизоры. А чтобы владельцы этих сезонных объектов имели дополнительный стимул для улушения их комфортности, администрация города проводит конкурс на лучшую летнюю площадку. Первый был в прошлом году. Если бы не знала, что эти площадки находятся в Ставрополе, подумала бы: Европа.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов