О разуме и чести, о дружбе и вражде

Лариса Ракитянская

Объявлены направления тем, по которым выпускники смогут написать итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году

В конце августа министр образования Российской Федерации Ольга Васильева и президент Русского общественного фонда Александра Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах Наталия Солженицына представили тематические направления для написания итогового сочинения в 2016– 2017 учебном году.

Их, как и в прошлом году, пять. Но названия их изменились – «Разум и чувство»; «Честь и бесчестие»; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда».

Напомним, что в ЕГЭ-2016 направления звучали так: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь» и «Литература». А еще раньше, в 2014-2015 учебном году, направления были такие: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?».

Требование одно: допуск к ЕГЭ – только «зачет» по сочинению

На этот раз тематические направления подготовлены специалистами Федерального института педагогических измерений и одобрены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Третий год подряд для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения является «зачет» или «незачет».

К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Также по желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы.

Выпускник по желанию может представить свое сочинение при подаче документов в вуз в качестве индивидуального достижения абитуриента.

Важно отметить, что в этом году за все индивидуальные достижения абитуриенту могут начислить не более 10 баллов, которые суммируются с результатами ЕГЭ. При этом решение о том, учитывать или нет индивидуальные достижения, каждый вуз принимает сам, предварительно разместив информацию об этом в правилах приема, которые будут опубликованы до 1 октября 2016 года.

Критерии оценки сочинения дополнены

Сочинение (изложение) будет оцениваться по СОДЕРЖАНИЮ. Будут смотреть на формулировку проблем исходного текста. Экзаменуемый должен (в той или иной форме) верно сформулировать одну из проблем исходного текста. И тут не должно быть фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы. Если ребенок не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста, это очевидный минус. А еще нужен комментарий к сформулированной проблеме: и тут важно, чтобы не было фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста. Если допущено не более одной фактической ошибки в комментариях, это минус. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста, тоже минус.

В содержании должна быть отражена позиция автора, то есть экзаменуемый обязан выразить свое мнение по сформулированной им проблеме. Тут тоже много нюансов...

А еще сочинение должно иметь свое РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. Учитывается и оценивается положительно смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Другими словами, работа должна быть логической, отличаться точностью выражения мысли. Нельзя допускать однообразия грамматического строя речи или уж очень сильно разнообразить его.

Сочинение оценивается и с точки зрения ГРАМОТНОСТИ. Тут тоже смотрят на орфографию, пунктуацию, соблюдение языковых и речевых норм, обращают внимание также на соблюдение этических норм, фактологическую точность.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулем баллов) – задание считается невыполненным. Но и высший балл за работу объемом от 70 до 150 слов не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки оценивается нулем баллов.

Хорошее сочинение должно содержать от 350 слов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Еще обратят внимание на самостоятельность написания итогового сочинения. Не допускается списывание из какого-либо источника, разрешено лишь прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста.

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет».

 

Пять направлений изменились. Осталась идея – патриотизм

Если проанализировать содержание направлений, то можно заметить: все они предлагают выпускнику поразмышлять.

К примеру, направление «Разум и чувство». Тут важно рассказать о разуме и чувстве как о двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Вот и подумаем вместе, почему сложные решения рекомендуют принимать «с холодной головой», когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов). Если есть совесть – есть и стыд. Почему разумный человек гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей...

«Честь и бесчестие» – тоже повод для внутренних размышлений. В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

«Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в социально-историческом, нравственно-философском, психологическом плане. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки». В рамках этого направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Важно помнить, что литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок.

«Дружба и вражда». Это направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот – с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Даем «подсказку»: размышления в рамках каждого из пяти направлений можно и нужно увязывать с чувством патриотизма, высоким «накалом» любви к Родине. Все-таки и вправду литературными героями чаще всего движет именно это переживание – особенно в самые кульминационные минуты их собственной жизни, если они связаны с критическими моментами в истории страны.

Готовимся к сочинению без паники

В 2015-2016 учебном году школьники писали сочинение 2 декабря. А дополнительные дни для того, чтобы можно было «пересдать» сочинение, устанавливались 3 февраля и 4 мая.

В этом году ориентировочные даты – 7 декабря, 1 февраля и 3 мая 2017 года.

На школьных форумах сейчас наблюдается родительская шумиха: мамы и папы волнуются, спрашивают друг у друга, а можно ли успеть «начитать» нужные литературные произведения в столь короткие сроки.

Отвечаем: список литературы по всем направлениям можно найти в Интернете на разных сайтах. Кроме того, следует учесть, что дети многое уже читали в разных классах школы: тут и А. П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад», и А. С. Грибоедов, комедия «Горе от ума», и Д. И. Фонвизин, комедия «Недоросль», и Н. А. Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо», и М. Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени», и А. С. Пушкин, и Л. Н. Толстой, и И. С. Тургенев и многие другие классики.

Другое дело, что действительно остается не так уж много времени на подготовку: попробуй-ка в 350 слов «уложить» свои мысли! Но можете не сомневаться: в школах Ставрополя работают прекрасные учителя-словесники – за три года они накопили опыт и обязательно расскажут ребятам обо всех секретах хорошего итогового сочинения. Не паникуйте, и все будет хорошо! 

ЕГЭ, Образование, сочинение, школа

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление