О «внешней» оценке и модернизации

Лариса Ракитянская

О «внешней» оценке и модернизации

На прошлой неделе в Ставрополе прошел традиционный августовский педсовет. На его заседании присутствовали и. о. министра образования Ставропольского края Ирина Кувалдина, глава г. Ставрополя Георгий Колягин, первый заместитель главы администрации г. Ставрополя Андрей Джатдоев, руководители образовательных учреждений города, представители отраслевых профсоюзов, научной и педагогической общественности.

Можно сказать, что педсовет стал поводом профессионально «сверить часы» к предстоящему учебному году: речь шла об итогах, проблемах и перспективах реализации инициативы Президента РФ «Наша новая школа», о модернизации системы образования города.

Общественное участие в делах школы — задача дня

Выступая на педсовете с основным докладом, руководитель управления образования администрации г. Ставрополя Константин Корякин подчеркнул: одним из основных направлений модернизации образования сегодня является реализация принципа государственно-общественного характера управления образованием. Что уже сделано в нашем городе для этого?

Во всех образовательных учреждениях созданы управляющие советы, все школы публикуют отчеты о своей деятельности на собственных сайтах.

Однако ситуацию с открытостью отрасли для населения по-прежнему нельзя считать удовлетворительной, сказал К. Корякин. Потому что не все органы общественного участия, созданные в образовательных учреждениях, обладают комплексом ключевых полномочий и часто несут на себе скорее представительские, нежели управленческие функции. Но даже там, где органы общественного участия с юридической точки зрения имеют соответствующие полномочия, их работа нередко не соответствует заявленному в уставах и локальных актах.

Вот почему в наступающем учебном году всем руководителям школ предстоит совершенствовать систему внешней оценки, обеспечить, помимо обязательного информирования общества о деятельности отрасли, развитие системы реального общественного участия в управлении школой.

Ставка на результат

К. Корякин подчеркнул: в центре всех изменений находится качество результатов образовательной деятельности. Это значит, что понятие «качество образования» нынче принято рассматривать как соответствие достигнутых результатов ожидаемым. Другими словами, выпускник, в полной мере освоивший образовательную программу, у которого сформирован широкий набор компетенций, является серьезным кадровым ресурсом для социально-экономического развития нашего города.

К. Корякин подробно остановился на двух составляющих качественного образования, которые в скором времени начнут играть важнейшую роль в жизни наших школ. С января 2012 года каждое образовательное учреждение получит муниципальное задание, регламентированное на уровне муниципалитета. Качественные показатели выполнения муниципального задания будут тем стержнем, без которого невозможно исполнение норм российского законодательства. В самом ближайшем будущем предстоит исполнить 83-й Закон Российской Федерации, разделив статусы образовательных учреждений города.

Руководителям будущих бюджетных и автономных учреждений необходимо четко понимать, что переход в новый статус предполагает большую ответственность за качество свой работы, причём не только перед учредителями, но и перед населением.

Второй момент - введение административных регламентов предоставления муниципальных услуг. К. Корякин обратил внимание руководителей всех образовательных учреждений на необходимость принять регламенты как руководство к действию и неукоснительному исполнению. Вновь было подчеркнуто: горожане - потребители образовательных услуг, и они достойны непосредственного участия в управлении системой образования. А для этого нужно постоянно повышать степень их информированности о том, какими правами они обладают и как этими правами могут воспользоваться.

На педсовете прозвучало: разместить на стенде текст регламента – это лишь малая часть большого дела. Информационная открытость – вот та задача, которая должна ставиться перед самими собой всеми руководителями образовательных учреждений.

И электронный дневник - реальность!

Конечно, не обошел педсовет и тему информатизации системы образования. Было подчеркнуто: в нашем городе создан серьезный задел в этой сфере. И он стал возможен благодаря поставкам компьютерной техники, подключению образовательных учреждений к сети Интернет в рамках реализации мероприятий Приоритетного национального проекта, ряда федеральных и региональных целевых программ, осуществлению оплаты Интернет-трафика образовательных учреждений за счет средств муниципального бюджета.

Так что, родители, ждите: теперь ряд муниципальных услуг будет осуществляться в электронной форме. Это позволит участникам образовательного процесса изменить механизмы взаимодействия и контроля. Например, при введении электронного дневника и электронного журнала появятся новые возможности: родители смогут отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребенка, общаться с преподавателями и администрацией школы. А учащиеся - выполнять домашние задания в дистанционном режиме, работать со своим электронным дневником и расписанием, консультироваться с педагогами.

Органы управления образования повысят мобильность при получении информации для принятия управленческих решений.

На внедрение этого проекта отведен всего год, а проблем немало, подчеркнул К. Корякин. Он назвал главные: надо обеспечить наличие квалифицированных специалистов для координации деятельности информационной системы внутри учреждения, создать достаточное количество автоматизированных рабочих мест педагогов с выходом в Интернет, повысить уровень компьютерной грамотности населения. Вроде бы звучит несколько общо, но сколько же стоит реальных забот за этими фразами!

Учительский потенциал есть!

На августовском педсовете прозвучало: планов много, но путь к модернизации образования лежит через человеческий фактор. Потому что центральным вектором является развитие учительского потенциала. К. Корякин отметил, что кадры учителей города — классные: 86 педагогов Ставрополя являются лауреатами грантов приоритетного нацпроекта, причем четверо из них - дважды – победители: Елена Алексеевна Орлова, СОШ № 27, Любовь Петровна Бутенко, лицей № 14, Татьяна Павловна Борисенко, СОШ № 34, Наталья Николаевна Детюк, лицей № 14. В 2011 году победителями признаны четыре педагога-новатора (Татьяна Павловна Борисенко, СОШ № 34; Наталья Михайловна Ващенко, СОШ № 21; Наталья Николаевна Детюк, лицей № 14; Наталья Михайловна Малахова, гимназия № 25).

По результатам своей деятельности, за большой вклад в развитие образования города, три педагога получили премию главы города Ставрополя.

В 2010 - 2011 учебном году в конкурсе педагогического мастерства принял участие 41 педагог, это на 11 больше, чем в предыдущем году.

Два педагога стали призерами краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2011» (Наталья Михайловна Малахова, гимназия № 25; Наталья Ивановна Крикуненко, СОШ № 7) и один – победителем (Татьяна Евгеньевна Лушкина, СОШ № 42).

Но кричать ура нам все еще рановато, считают в управлении образования: в кадровой политике имеется и ряд проблем. К примеру, отток педагогического и обслуживающего персонала. Особенно остро эта проблема стоит в дошкольном образовании. На сегодняшний день в детских садах насчитывается 46 вакансий педагогических работников и 15 вакансий – обслуживающего персонала.

Отмечается стабильная потребность общеобразовательных учреждений в учителях начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка, истории, физической культуры, технологии для мальчиков.

Отмечена и другая негативная тенденция – это «старение» кадров. Возраст специалистов, на которых приходится основная педагогическая нагрузка, составляет 45 - 50 лет. Процент педагогов пенсионного возраста в школах составляет 19, в детских садах – 12,4...

Результаты ЕГЭ «богаче» статистики

Говорили на городском педсовете и о результатах ЕГЭ-2011. В этом году 2023 выпускника проходили государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ. Количество выпускников, получивших на экзамене 100 баллов, в этом году увеличилось на 8 человек (2010 год – 14 чел.). К тому же ни один из результатов не был поставлен под сомнение Рособрнадзором. Это наши несомненные успехи, сказал К. Корякин. Но результаты ЕГЭ высветили и недоработки, подчеркнул он. Уровень обученности выпускников 11-х классов по сравнению с прошлым годом уменьшился по русскому языку на 0,1 процента, по математике – на 0,2. С одной стороны, это лишь десятые доли процента, но в разрезе личностей выпускников они выражаются в увеличении числа не прошедших государственную (итоговую) аттестацию по сравнению с прошлым годом на 10 человек. Так что, как сказала руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, результаты ЕГЭ значительно богаче, чем та количественная статистика, которую можно предоставить. Речь идет об уровне подготовки педагогов, о тех условиях образовательной деятельности, в которых происходит обучение, обо всем, что в основном формирует учебный процесс и влияет на результаты ребенка.

ФГОС предполагает свои программы!

С 1 сентября во всех общеобразовательных учреждениях страны вводится Новый образовательный стандарт для начальной школы. В Ставрополе, говорилось на педсовете, уже сейчас проведена значительная работа по организации такого перехода – проведены семинары, разработаны методические рекомендации. Курсы повышения квалификации прошли 147 учителей и 21 заместитель директора. Но предстоит сделать гораздо больше.

Каждой школе(!) надо доработать собственную образовательную программу на основе примерной. Это - прямая ответственность директоров и педагогических коллективов. С учетом требования нового стандарта для реализации образовательных программ в обязательном порядке должна быть в наличии необходимая материально-техническая база. На средства федеральной субсидии в 2011 году планируется приобрести автоматизированные рабочие места (компьютерное оборудование) для учителей первых классов на сумму 15760,00 тыс. рублей, новейшее учебно-наглядное оборудование для оснащения кабинетов начальной школы - на сумму 12400,0 тыс. рублей. Это огромная работа...

На педагогической конференции были рассмотрены и другие аспекты работы школы.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов