О воде Байкала, и не только

.
Озеро Байкал, Байкал
Озеро Байкал

Самое глубокое пресное озеро в мире всегда было под пристальным вниманием ученых всего мира. Даже в Советском Союзе его название – «Байкал»  – увековечили в одноименном напитке. Он долгое время считался одним из эталонов тонизирующих вод нашей страны. И вот теперь он может попасть в опалу по инициативе некоторых депутатов. Чем же провинился напиток перед законодателями.

Советская этикетка напитка Байкал, газировка, Байкал
Советская этикетка напитка Байкал

Я никого не собираюсь пугать природной катастрофой. Даже, честно скажу, я не пью этот напиток. Просто не люблю, и все. А вот другие люди его пьют. Я говорю про «лимонады» под названием «Байкал». Да-да. Тот самый, хорошо известный нам еще с советских времен. Тут мы и попадаем в непонятную законодательную яму. Безопасные российские напитки «Байкал», «Саяны», «Тархун» и другие оказываются так же опасны, как и алкогольная продукция. По версии законодателей некоторых регионов, их следует продавать в розничной торговле во всех магазинах страны так же, как и алкоголь. Уточняю: «в магазинах, получивших лицензию на продажу спиртных напитков».

Как же так? Водка, виски, коньяк и «….кольчик» (сокращаю название, чтобы не вызвать гнев проверяющих организаций) – одно и то же? Новая инициатива от борцов за здоровое общество может это узаконить совершенно свободно. Дело в том, что неточно установленная законодательная норма приравняет безалкогольные тонизирующие напитки, имеющие в своем составе настои трав, кофеин или таурин, к банальному алкоголю.

Все ревнители здорового образа жизни, ополчившиеся на безалкогольные тонизирующие напитки, в своей борьбе не заметили, что под санкции могут попасть привычные «Байкал», «Саяны», «Тархун». Как так? С советских времен эти газированные напитки прочно находятся в пищевой цепочке населения нашей необъятной страны.

Все настолько к ним привыкли, что не замечают в мелко написанном шрифте о составе продукта некоторые химические соединения. Какой может быть вред? Пьешь и пьешь. Однако радетели российского блага, в качестве обоснования приравнивания тонизирующих напитков к алкоголю, очень налегают именно на наличие кофеина и таурина в разноцветных банках с тонизирующими напитками.

Но тут вышел конфуз. На прошедшем в декабре этого года во Владикавказе «круглом столе» Союза производителей безалкогольных напитков была представлена подготовленная учеными Института питания Российской академии наук таблица с указанием содержания кофеина в различных напитках. Отнюдь не бизнесмены, понятное дело, в корне заинтересованные в продажах своей продукции, а врачи заявили: в простой чашке чая или кофе, которые мы пьем по утрам, кофеина больше, чем в банке с безалкогольным тонизирующим напитком, сравнимой по емкости. Вот такая безалкогольная арифметика.

Недавно появилась депутатская мысль: «а почему бы не запретить полностью все напитки, которые позволяют человеку ощущать прилив сил». Понятно, что химические манипуляторы способны в современном мире сделать с организмом все что угодно. А как же поступить с кофеиносодержащими напитками, которые до разгула промышленного века держали население в тонусе? Мы настолько к ним привыкли, что не замечаем их «пагубного» влияния.

В чем же суть претензий к безалкогольным тонизирующим напиткам? Во-первых, часть молодежи иногда начинает путь в свою взрослую жизнь именно с употребления напитков в красивой упаковке и с кратковременным эффектом «поднятия сил». А потом якобы от тонизирующих напитков нетрудно до алкоголя с наркотиками добраться. Правда, никаких данных, основанных на глубоких научных исследованиях, сторонники этих утверждений не приводят. Во-вторых, потребление безалкогольных тонизирующих напитков якобы вредно сказывается на здоровье. Хотя, строго говоря, чрезмерное потребление любого продукта, в том числе кофе и чая, так или иначе вредит здоровью. Во всем нужна умеренность. Если в разумных пределах, в дозах, установленных медиками и указанных на каждой упаковке, – вреда не будет.

Однако именно эти два фактора являются основаниями особенно рьяных защитников здоровья нации для борьбы против безалкогольных тоников. Причем в предлагаемых ими законодательных инициативах в некоторых регионах СКФО алкогольные энергетики и безалкогольные тонизирующие напитки ставятся на одну доску: их либо вместе запрещают, либо существенно ограничивают оборот последних, разрешая продавать только совершеннолетним покупателям строго по паспорту.

В результате в общем-то хорошее начинание в конечном итоге сильно себя дискредитирует: при таком уравнительном подходе, где нет разницы между алкогольными энергетиками и безалкогольными тониками, придется запрещать или ограничивать оборот «Байкала», «Саян», «Бахмаро», «Тархуна» и других добротных напитков, не имеющих к алкоголю никакого отношения.

Правда, так не везде. В Калужской области ЦФО пошли по другому пути. Принятый не так давно закон о запрете продажи только «алкогольных тонизирующих напитков» не запретил производство и реализацию безалкогольных тонизирующих напитков поэтому он, защитив здоровье калужан, практически не сказался на доходах бизнеса. Более того, мелкие торговцы даже вздохнули с облегчением, так как избавились от одного из пунктов разбирательств в шаткой системе правовой основы продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Регионы Северо-Кавказского федерального округа, которым еще только предстоит обсуждать и принимать аналогичные законы у себя дома, специально приехали на «круглый стол» во Владикавказе, чтобы изучить накопленный опыт других областей РФ и не совершать ошибок, которые могут иметь как минимум три последствия: бизнес в условиях кризиса потеряет важную статью доходов, региональный бюджет – поступления от налогов (это зарплата учителям, медикам, работникам культуры), а население получит сомнительные услуги «черного рынка». Рынок не любит пустоты. Может быть, тогда стоит позаимствовать опыт калужан, чтобы вновь и вновь не возвращаться к переделке закона?

газировка, Байкал, лимонад, закон

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов