Оборотная сторона опеки

Ольга Метёлкина
Познакомились мы с Валентиной Филипповной Олейниковой три года назад, когда она накануне Дня Победы принесла в редакцию свои стихи, посвященные однополчанкам. Она, воевавшая в 485-м зенитно-артиллерийском полку противовоздушной обороны 56-й армии, хотела поздравить подруг военных лет с самым главным праздником в своей жизни…

В следующий раз мы встретились с Валентиной Филипповной по поводу далеко не праздничному. В Промышленном суде рассматривалось дело о признании недействительной сделки купли-продажи квартиры, оформленной три года назад. Предмет спора, может быть, и не вызвал бы интереса, но вот участники процесса… Однако лучше рассказать обо всем по порядку.

Валентина Филипповна Олейникова много лет проработала в органах внутренних дел края на бухгалтерских должностях. Ушла на пенсию из учреждения ЯП-17/5. На прежнем месте работы все считали Олейникову одинокой, бывшие сослуживцы навещали ее, поздравляли с праздниками.

До 2002 года она жила в однокомнатной квартире на проспекте Ворошилова. Детей у Валентины Филипповны не было: война сказалась на здоровье. Из всех родственников остались племянница Людмила да внучатый племянник Вячеслав. У каждого - свои семьи, заботы, а Валентина Филипповна, привыкшая жить самостоятельно, старалась никого не обременять заботами о себе. Родные, конечно, помогали, регулярно навещали, созванивались. Но как-то раз в конце апреля 2002 года Вячеслав приехал к ней, а соседи говорят: 'Ваша бабушка переехала, а квартиру продала'. Это было как гром среди ясного неба. Естественно, родственники забеспокоились…

Когда в жизни Валентины Филипповны появился Василий, она даже не догадывалась, какие проблемы ее ждут впереди. Старший лейтенант внутренней службы учреждения ЯП-17/5 Василий Николаевич Коваленко выполнял поручения начальства – приезжал к В.Ф. Олейниковой, несколько раз привозил продукты, поздравлял ее с Днем Победы. Василий Николаевич, которому в то время было 25 лет, годился Валентине Филипповне во внуки. Вежливый, деликатный молодой человек произвел на нее очень хорошее впечатление (признаться, и сейчас Василий Николаевич не похож на жулика, вводящего в заблуждение одиноких старушек).

Почему у Валентины Филипповны возникло желание продать квартиру, сейчас трудно сказать. Сама она утверждала на суде, что никуда не собиралась переезжать. Но свидетельница Н. Бедная, с которой Валентина Филипповна работала в ЯП-17/5, показала на судебном заседании, что Олейникова как-то жаловалась на соседей и просила помочь ей переехать в другое место. Одним словом, Василий Коваленко появился 'вовремя'. Валентина Филипповна, которая ровным счетом ничего не понимала в риэлторских делах, подписала на его имя доверенность, чтобы по ней В. Коваленко продал квартиру на Ворошилова и купил равноценную в другом месте.

Новое жилье Василий Николаевич приобрел в проезде Фестивальном. Жилая площадь оказалась меньше прежней на четыре квадратных метра, да и стоила она на 15 тысяч рублей меньше. Но самое неприятное заключалось не в этом. Получив правоустанавливающие документы на квартиру, Валентина Филипповна с удивлением обнаружила, что она является не единственной владелицей жилья. Одна вторая часть квартиры согласно договору купли-продажи принадлежала Н.Н. Коваленко – сестре Василия Николаевича. Вот тогда-то Валентина Филипповна поняла, что ее попросту обвели вокруг пальца.

С того момента до обращения в суд прошло три года. За это время Валентина Филипповна сильно сдала: нервы стали никуда не годными, чуть что – плачет. А когда вспоминает Василия Николаевича, потрясает в воздухе своим костыликом: 'Вот я ему…'. После общения с В. Коваленко Валентина Филипповна стала меньше доверять людям. Почему сразу не стала искать правду в суде? Как говорят внучатый племянник Вячеслав и его супруга Валентина, надеялась, что у Василия Николаевича совесть проснется. В самом начале этой истории, когда в учреждении ЯП-17/5 рассматривалась жалоба В. Олейниковой, он пообещал разрешить ситуацию мирным путем.

Предложил (причем при свидетелях) приобрести Валентине Филипповне другую квартиру в удобном для нее месте, но… после продажи его родителями домовладения в г. Краснодаре. Странное объяснение в стиле 'в огороде бузина, а в Киеве дядька'.

Суд состоялся в апреле этого года. Следует заметить, что первоначально адвокат В. Олейниковой А. Тохунц настаивал на возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Однако Промышленная прокуратура отказала, аргументировав это отсутствием состава преступления. Действительно, по документам выходило, что Олейникова сама санкционировала оформление квартиры на двоих хозяев. Поэтому пришлось возбуждать гражданское дело о недействительности сделки купли-продажи.

На судебном заседании Василию Николаевичу пришлось отвечать на неприятные вопросы. Например, на каком основании он сделал совладелицей Валентины Филипповны собственную сестру? Коваленко пояснил, что его семья взялась ухаживать за Олейниковой, и она в благодарность за это добровольно отдала половину своей квартиры. Однако никаких подтверждающих документов Коваленко суду предъявить не смог. Их просто не существовало. Так же, как и факта самого ухода. Два килограмма картошки, бананы и книги, о которых говорила Наталья Коваленко… Согласитесь, подобная забота неадекватна квадратным метрам жилья. Наталья Николаевна строго держалась линии, что ее семья ухаживала за Олейниковой чуть ли не до последнего времени.

Однако ни она, ни ее брат не знали, что после переезда Валентина Филипповна жила буквально на узлах и коробках с неразобранными вещами, пока родственники не нашли ее на новом месте жительства. О каком уходе говорили брат и сестра?.. В прошлом году Валентина Филипповна упала и сломала шейку бедра. 'Опекуны' узнали об этом только на суде от родственников, которые не оставили старушку в больнице, а забрали к себе и терпеливо ее выхаживали, пока, к удивлению врачей, Валентина Филипповна не поднялась с постели и стала, хоть с палочкой, но ходить! 'Не была бы она такой 'независимой' раньше, давно бы жили вместе, и не случилось бы столько неприятностей', - вздыхает внучатый племянник Вячеслав.

В ходе рассмотрения дела судья О.Н. Ситькова поинтересовалась у Василия Коваленко, какой выход из сложившейся ситуации видит он сам. Василий Николаевич ответил честно: 'Я не вижу выхода'. Однако резолюция суда, определившая сделку купли-продажи квартиры на проезде Фестивальном, 5, недействительной, не удовлетворила его и сестру. Коваленко подали апелляцию… Квартирный вопрос, похоже, испортил нас всерьез и надолго.



Последние новости

Все новости

Объявление