Образовательное пространство Ставрополя в профессиональных руках

Лариса Ракитянская
Елена Букша
Александр ПлотниковЕлена Букша

В редакции «Вечерки» прошла «прямая линия» с руководителем комитета образования администрации города Ставрополя Еленой Петровной Букша. Сегодня мы публикуем отчет.

«Готовность к новому учебному году» – такая тема была заявлена в анонсе «прямой линии». Нашим читателям газета предложила задавать Елене Петровне и предварительные вопросы.

По результатам «прямой линии» можно сделать вывод: несмотря на то, что уже август и разгар отпусков, вопросы были заданы актуальные, что говорит об активности родительской общественности города.

Что за зверь такой – ФГОС?

Светлана, мама ученицы 5-го класса:

– Елена Петровна, знаю, что в 2015 году Федеральные образовательные стандарты второго поколения вводятся в основной школе. Готовы ли наши школы к новшеству?

– Главная задача введения ФГОС основного общего образования второго поколения заключается в создании условий, позволяющих повысить качество образования, достигнуть новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Введение стандарта второго поколения, конечно, во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника.

Могу с уверенностью сказать, что наши учреждения готовы к введению ФГОС, потому что многое сделано: прошло повышение квалификации педагогов по проблеме реализации ФГОС основного общего образования; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы основного общего образования, определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС, обеспечены необходимые материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. Главная цель нового стандарта – развитие личности школьника. Для этого мы будем использовать потенциал учреждений дополнительного образования города во внеурочной деятельности.

Ремонт школ: всё более жесткие требования…

Марина Викторова, мама ученика шестой школы:

– Елена Петровна, сферу, которую Вы возглавляете, легкой не назовешь. С каждым годом к объектам образования предъявляются все более жесткие требования. Как сегодня идет подготовка к новому учебному году? Какие проблемы решены, к примеру, в части ремонта, ведь в нашей школе он тоже идет...

– Сейчас в школах, детских садах и центрах детского творчества полным ходом ведутся ремонтные работы с целью подготовки к новому учебному году. Идёт ремонт кровель, систем вентиляции, санузлов, ограждений, актовых и спортивных залов, замена окон, установка уличного освещения и другие работы. Проводится текущий ремонт. На проведение ремонтных работ в образовательных учреждениях в 2015 году выделено 71,3 млн рублей. Эти средства позволили провести ремонтные работы на 17 объектах: в 13 школах, трех детских садах и детском санаторно-оздоровительном центре «Лесная поляна». Впервые в этом году были выделены деньги из городского бюджета на благоустройство дворовых территорий нескольких общеобразовательных учреждений и – также впервые – произведён капитальный ремонт санузлов в шести общеобразовательных учреждениях, которые теперь соответствуют всем санитарным правилам и нормам.

Что касается конкретно шестой школы: в прошлом году там был ремонт этажей, туда поставили комплект мебели – это все за счет «ремонтных» средств. В этом году асфальтировали все дорожки, отремонтировали все санузлы – они теперь безупречные. Кстати, в этом году шестая (как и подавляющее большинство школ Ставрополя) получит еще один комплект мебели – тоже за счет средств городского бюджета.

И еще один очень важный момент: многие руководители школ научились решать локальные проблемы, опираясь в том числе и на родительские комитеты. Причем этот орган тоже вполне самостоятелен и самодостаточен: я знаю примеры, когда родительский комитет напрямую заключает договоры с подрядчиками и расплачивается с ними за выполненные работы, то есть все организационные вопросы решают родители: составляют смету, собирают деньги, ищут производителя работ. Так появляются гардеробные, так даже классы ремонтируются…

Уважаемые родители! Позвольте выразить вам огромную благодарность за помощь и участие в жизни школ, неравнодушное отношение к воспитанию и обучению ваших детей.

Трудно попасть в первый класс...

Наталья Алексеевна, мама будущего первоклассника:

– Елена Петровна, мы в этом году столкнулись с тем, что трудно попасть в первый класс. Школы переполнены. Как решается эта проблема?

- Проблема дефицита мест в детских садах докатилась и до школ... Безусловно, все эти обстоятельства тревожат родителей. У нас тоже вызывает серьезную озабоченность растущая нехватка ученических мест в школах. В системе образования дефицит посадочных мест составляет около 25 процентов. По статистическим данным, наблюдается ежегодный прирост обучающихся в общеобразовательных учреждениях города. Для обеспечения высокого качества обучения в соответствии с требованиями СанПиН, успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов (с организацией внеурочной деятельности) начато строительство двух новых школ на 990 мест в 204-м квартале и 807 мест в 530-м квартале. Строительство одной школы (на 990 мест) будет завершено уже в этом году. Мы рассчитываем «разгрузить» школы в Юго-Западном микрорайоне и в 204-м квартале. Кроме того, в целях обеспечения реализации права всех детей на получение образования в 14 наиболее востребованных школах в этом году будет открыто 14 дополнительных первых классов.

Форма будет. Будет и пятидневка!

– Спасибо. И еще один вопрос. Нам сказали в школе, что необходимо приобрести школьную форму. Я не против этого. Но скажите, школьная форма обязательна?

- Да, с 2013 года в целях обеспечения светского характера образования постановлением правительства Ставропольского края утверждены основные требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся. Установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено законом или региональным законодательством. Обращаю ваше внимание: введение требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений определяется всеми участниками образовательного процесса: родителями, педагогическими работниками, учащимися. Кстати, хочу сказать, что в новом учебном году во всех школах города планируется обучение по пятидневной рабочей неделе.

Про «возраст» школьного автобуса

Среди предварительных вопросов был и такой: еще в конце 2013 года Правительство РФ приняло постановление о том, чтобы любой автобус, перевозящий пассажиров, был «не старше» 10 лет от роду. Документ этот вступил в силу с 1 января прошлого года. А летом 2015-го произошло много трагедий с участием пассажирского транспорта.

Вот и заинтересовался наш читатель Павел Н.: а какого «возраста» у нас школьные автобусы?

– У нас 18 школьных автобусов, – рассказала Елена Петровна, – и только один из них «старше» 10 лет, который не выходит на маршрут и не осуществляет подвоз детей. Важно, что школьные автобусы за пределы города Ставрополя не выезжают, они работают только по согласованному с ГИБДД маршруту, и он абсолютно прост и четок – только довезти детей до школы. До начала учебного года проходит обследование дорог, создаются паспорта маршрутов, оценивается техническое состояние транспорта, определяются сопровождающие лица, утверждается список детей. Казалось бы, машина с такими небольшими «обязанностями» не должна «испытывать» серьезного физического износа. Но я вас уверяю: эксплуатируются школьные автобусы весьма интенсивно – хотя бы потому, что возят они ребят на занятия в первую и во вторую смену ежедневно. Автобусы числятся на балансе школы, а на ремонт, техобслуживание, на бензин, на медосмотры водителей выделяются специальные бюджетные средства. Да, их порой тоже не хватает, но все же наши автобусы все до единого технически исправны, оснащены системами ГЛОНАСС и тахографами – это как раз и есть требование того самого постановления Правительства РФ, о котором упоминал читатель «Вечерки» в своем вопросе.

В городе есть другая проблема по имени «школьный автобус»: нам их не хватает – к примеру, в 9-й гимназии, 34-й и 39-й школах. Эти школы переполнены, а маршруты, по которым надо доставлять ребят на занятия, довольно протяженные. Но город пока не рассчитывает на получение хотя бы двух новых школьных автобусов – они ведь приобретаются по краевой программе, и Ставрополь далеко не первый в списке нуждающихся…

Бесплатные учебники: проблемы есть, но решаемые

Сергей Юрьевич, папа ученицы третьего класса школы № 28:

– Елена Петровна, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Три года назад было принято постановление Правительства РФ об обеспечении каждого школьника бесплатными учебниками. Почему же до сих пор родители покупают их?

– Мы не можем «закрыть» потребность города в школьных учебниках: у нас ежегодно растет число обучающихся в школах, о чём я уже сегодня говорила. Три года назад Ставрополю было выделено на приобретение учебников 73 млн рублей, хотя требовалось 98. В прошлом году школам города тоже выделялись средства. Мы их равномерно распределили – в зависимости от количества обучающихся в каждой школе. В этом году город получил 15 млн рублей на приобретение 45 тысяч экземпляров учебной литературы по основным предметам. Однако этих средств недостаточно. Выходим из данной ситуации следующим образом: ежегодно в школах проводится акция «Подари книгу школе», в которой может поучаствовать каждый учащийся, родитель, – передав книгу в школьную библиотеку, пополнить ее фонд необходимой литературой. Кроме того, пополняются фонды школьных библиотек учебниками за счёт межшкольного обмена и благотворительной деятельности. Таким образом ученики обеспечиваются учебниками по основным предметам – как новыми, так и имеющимися в школьных библиотеках. Хочу также напомнить, что все дидактические материалы – прописи, рабочие тетради, материалы для самостоятельных работ – приобретаются за счет родителей, так как они не используются на возвратной основе и не входят в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.

Букша

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление