Общественность обсуждает генплан

Валерий Манин

Сам факт, что в Ставрополе появился проект генерального плана, можно расценивать как явление позитивное. Как говорится, лед тронулся. Событие, которого так долго ждали горожане, вызвало волну обсуждений среди граждан, специалистов, а также в общественных объединениях и организациях.

Недавно проект генплана обсуждали на правлении Ставропольского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), а затем последовало заседание «круглого стола», на котором обсуждение продолжилось. Думается, что тем, кому небезразлична судьба нашего города, будет интересно узнать, о чем говорили авторитетные историки, краеведы, архитекторы и экологи.

Лилия Леонидовна Ходункова, председатель Ставропольского краевого отделения ВООПИиК:
- Мы рассматривали проект генплана в первую очередь в контексте проблемы сохранения историко-культурного наследия Ставрополя. Была создана рабочая группа в составе кандидата геолого-минералогических наук Бориса Леонидовича Годзевича, академика Российской академии архитектуры Юрия Алексеевича Хоменко, известного в крае музейщика Вениамина Вениаминовича Госданкера и кандидата исторических наук Лилии Владимировны Романенко. А сегодня мы пригласили принять участие в работе «круглого стола» доктора исторических наук, декана исторического факультета СГУ, профессора Александра Абакаровича Кудрявцева и доктора исторических наук, профессора СГУ Николая Дмитриевича Судавцова. По мнению наших специалистов, для того чтобы краевой центр мог устойчиво развиваться в ближайшие десятилетия, в генплане обязательно должны быть учтены очень важные моменты, на которые мы хотим обратить внимание городских властей.

Борис Леонидович Годзевич, кандидат геолого-минералогических наук, доцент СГУ:
- Давайте для начала вспомним, что наши предки не случайно не строили здесь высотных зданий. Ставрополь находится на неустойчивой геологической среде. В этой связи я называл бы наш город - «колосс на глиняных ногах». Четыреста тридцать метров над уровнем Сенгилеевского водохранилища! Из них - 20 метров приходится на прочные породы: пласты ракушечных известняков, остальное все — глины, суглинки и пески. Грунты подвержены опасным процессам — водной эрозии, просадкам, оползням. Сейчас возникает вопрос, как будут стоять высотные здания на этих грунтах. Мы знаем, если рядом со старыми домами ставят высотку, то старые дома начинают трещать. При отсутствии соответствующих коммуникаций, дренажных систем уровень грунтовых вод повышается, начинается разрушение геологической среды. Отдельный вопрос - зелень Ставрополя. Это не только эстетическое достояние, не только атмосферный фильтр, это жизненно необходимый элемент города, потому что деревья выполняют еще и средозащитную функцию, корнями удерживают неустойчивые грунты. Поэтому истинные патриоты и знатоки города протестуют против вырубки деревьев. Мы считаем, что общественное мнение при доработке генплана должно быть услышано.

Вениамин Вениаминович Госданкер, заслуженный работник культуры РФ:
- В целях соблюдения исторической и духовно-нравственной преемственности многих поколений горожан, озабоченных сохранением культурных ценностей и традиций Ставрополя, члены правления краевой организации
ВООПИиК единодушно поддержали инициированное администрацией краевого центра широкое общественное обсуждение нового проекта плана генеральной застройки Ставрополя и советуют специалистам-проектировщикам внимательно изучить и учесть все позитивные наработки генеральных проектов прежних десятилетий.

Учитывая то, что Ставрополь официально включен в список особых исторических городов России, мы считаем, что его образ должен быть представлен адекватно его исторической ценности, его значению в освоении Северного Кавказа. Именно поэтому в документе, подготовленном группой ученых от
ВООПИиК, есть много дельных предложений, касающихся сохранения исторического наследия Ставрополя. Мы считаем, что в генплане следует предусмотреть тщательный учет памятников и памятных мест, находящихся под охраной, в перечне, который был утвержден министерством культуры края и согласован с краевым отделением ВООПИиК. Необходимо в соответствии с этим перечнем лимитировать застройку и реконструкцию городской среды. Требуется учесть концептуальные положения, положительные наработки и предложения в проекте охранных зон регулируемой застройки Ставрополя, сделанные ГИПРОГОРом еще в 1975 году. Мы считаем, что в новом генплане должен быть обязательный раздел: «Охранные зоны и зоны регулируемой застройки», а в принятии решений по реконструкции и застройке исторической части города предусмотрено обязательное участие министерства культуры края и правления
ВООПИиК.

Л. Л. Ходункова:
- На заседании нашего правления архитектор Юрий Алексеевич Хоменко говорил о том, что в городе есть немало памятников, которые не внесены в официальный перечень исторических памятников и памятных мест. И мы поддержали его мнение, что такие объекты необходимо выявлять и как подобает узаконить. Если безнаказанно нарушаются охранные зоны Крепостной горы, Успенского кладбища, уничтожен Сипягинский пруд, то что говорить об объектах, историческая ценность которых нигде не зафиксирована. Когда ВООПИиК отстранили от визирования документации о разрешении строительных работ в исторических местах, был нарушен закон о памятниках 1978 года. В 2002 году вышел новый закон, где в пункте 4 статьи 65 говорится, что с ВООПИиК должна согласовываться вся документация, касающаяся проектов планировки, застройки и реконструкции городов и населенных мест, имеющих памятники истории и культуры. Но несмотря ни на что, на это не обращают внимание. Истина лежит на поверхности. Как сказала председатель Центрального совета
ВООПИиК Г. И. Маланичева: «В условиях, когда стоимость квадратных метров земли существенно выше стоимости здания, сложившаяся ситуация может привести к необратимым последствиям по утрате центрами исторических поселений неповторимого облика и ландшафта». Мы должны противопоставить власти денег не только патриотизм, но и дальновидный подход к развитию города.

Б. Л. Годзевич:
- Я - коренной житель Ставрополя. Мои предки поселились здесь еще в XVIII веке. Мой отец оставил воспоминания о городе начала XX века. Это были времена знаменитого садовника Новака, который создавал настоящие шедевры садово-паркового искусства. Город был славен своей зеленью. Сейчас, как геолог, я отдаю себе отчет, что таких городов на земном шаре не так много. Город, который находится на водораздельной части, на вершине, не на берегу реки, озера или моря, развивается вопреки логике. Это в свое время трезво оценил император Николай I, намеревавшийся перенести административный центр Северного Кавказа на реку Кубань. Благодаря мужеству, дальновидности, таланту жителей здесь вырос такой необыкновенный город. В 60-е годы Ставрополь был самым зеленым в нашей стране, горожане восстановили леса, вырубленные во время войны. Я прекрасно помню, как в школьные годы мы сажали деревья на Комсомольской горке, в 40-е это было голое место, где зимой катались на лыжах, а сейчас там прекрасная роща. Мы должны сохранить исторический облик города. А ведь, к сожалению, в центре Ставрополя он уже на грани существования.

Александр Абакарович Кудрявцев, доктор исторических наук, профессор:
- Генплан затронул и археологические объекты Ставрополя. Так, в качестве привлекательного для туризма объекта рассматривается Татарское городище. Город развивается, и уже давно никто не считается с охранной зоной городища. Самый яркий пример, когда там построился некий новый русский. Он не просто вторгся в охранную зону, но и сломал крепостной вал и вывел канализацию на территорию археологического памятника. А ведь это памятник федерального значения. Чтобы сохранить Татарское городище в идеале, его надо сделать национальным археологическим и палеоландшафтным парком, где бы одна зона предусматривалась для научных исследований, другая — для туристического показа. Надо сделать Татарское городище юридически независимым музеем-заповедником. Чтобы его территория реально охранялась. А затем, в перспективе можно вести речь о создании филиалов — городищ, которые находятся на территории города: Грушевское, Ташлянское и другие.

Николай Дмитриевич Судавцов, доктор исторических наук, профессор:
- Должна сохраняться преемственность между теми генпланами, которые уже были, и тем, который сегодня разрабатывается. Иначе мы многое можем потерять. Когда речь идет о так называемой точечной застройке, то объективности ради необходимо сказать как минимум о двух отрицательных моментах. Во-первых, строятся новые объекты, а сети не рассчитаны на повышающиеся при этом в несколько раз нагрузки. Во-вторых, вторжение новых современных зданий влияет на облик города. Процесс вот-вот примет необратимый характер. А Ставрополь все-таки должен сохранить свое историческое лицо.

Необходимо создать общественный совет по вопросам историко-культурного развития Ставрополя при главе города. Чтобы в него вошли краеведы, архитекторы, историки, все, кто причастен к сохранению наследия. На базе такого совета можно проводить экс-пертизу тех или иных документов, предложений, которые касаются исторического центра.

Л. Л. Ходункова:
- Обсудив проект генплана Ставрополя, члены правления Ставропольского отделения ВООПИиК внесли целый ряд своих замечаний и предложений. Мы пришли к выводу, что главный недостаток проекта заключается в отсутствии адекватных мер, обеспечивающих сохранение, защиту и рациональное использование объектов природного и историко-культурного наследия, а также неповторимой архитектурно-планировочной структуры исторического центра города.

Считаю, городу необходимо провести широкие публичные слушания по новому генплану, чтобы в их ходе была возможность еще раз взвешенно и аргументированно определить приоритеты и при этом не упустить такие архиважные вопросы, как сохранение исторического наследия. Свои предложения и замечания по проекту нового генплана правление Ставропольского отделения ВООПИиК планирует направить в администрацию города.

Записала Ольга МЕТЕЛКИНА. Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление