Обязаны ли мы страдать?

Василий Скакун

Обязаны ли мы страдать?

Во всем мне хочется дойти до самой сути.   

Б. Пастернак

 

На днях мне по случаю пришлось подвезти одного обездоленного человека из одной больницы в другую. Он болен, на костылях (недавняя ампутация голени одной ноги), весь жалкий, стонущий, мокрый и холодный после апрельской морозной и дождливой ночи. За тот небольшой отрезок времени (я даже не успел узнать его имени), в течение которого мы преодолевали расстояние между двумя клиниками, он поведал мне историю своей жизни.

Родители его живы и относительно здоровы, как все пожилые люди, но ввиду недостойного поведения собственного сына выгнали его из дому, и вот он теперь неприкаянный шляется без работы, без денег, без крыши над головой, а тут напасть в виде болезни - ампутация ноги. И чувствуется, что он весь пропитан страданием, в нем осталось только одно - страдание. Обязан ли он по жизни страдать – это что, судьба или его выбор? Несомненно, что выбор, который явился следствием предыдущей безалаберной жизни, то есть жизни потакания собственным желаниям, которые непременно и обрекают на страдания.

 

Нет на земле человека, который бы не испытывал тех или иных страданий. Некоторые переживают из-за полученного «неуда» в школе или институте, кому-то не по себе, оттого что никак не может поднакопить денег на приличную (в его понимании) машину, а сколько страдающих от всевозможных семейных разногласий (чего стоит одна только ревность). А у кого-то не выходят из головы последствия неуважительного отношения со стороны родных детей (а ведь сколько в них вложено!). И причин подобных переживаний просто не счесть. Но вот в чем загвоздка – мы все (абсолютное большинство) все время сосредотачиваемся на самом результате страданий (оценке, нехватке денег, распрях семейных, неуважительности детей и т.д.); некоторая часть из нас пытается, анализируя, разобраться в сути происходящих неудач. Еще меньшее количество нашедших причины (как правило, на стороне) всеми силами хотят устранить недочеты во избежание повторений, но совсем ничтожно малая часть догадывается, что истоки всех бед и страданий – они сами, что и приводит их к единственно верному решению: вначале необходимо каким-то образом измениться самому и вслед этому непременно должна измениться и жизнь, то есть исчезнут страдания. Но здесь главная незадача: что менять в себе, как менять и с чего бы начать?

Входит ли страдание в программу нашей жизни? Ведь мы вправе рассматривать свою жизнь как некую составляющую обязательной и произвольной программы (по аналогии с гимнастическими видами спорта).  Если задуматься, то в область обязательной ее части входит то, что мы вынуждены делать помимо своей воли: рождаемся, стареем и умираем все по какой-то неведомой нам программе, находящейся за пределами нашей воли, нашего рассудка, нашего желания. (Ведь на сверхсрочную пока никого не оставляли, хотя желающих хоть отбавляй.) А вот то, что внутри этого, то есть между прошлым и будущим, – это то, что в какой-то значительной мере подвластно нам.

Но мы, не зная, как пользоваться этой сверхвозможностью, зачастую (по незнанию и неумению) выбираем не самый лучший способ существования, тем самым обрекая себя на страдания. Таким образом, на основе чистой логики можем предположить, что страдание это никак не обязательная программа нашего бытия, это наш выбор. Но, естественно, ни один здравомыслящий человек не согласится с добровольным обречением себя на некий дискомфорт в виде боли: внешней (тела) или внутренней (души). Тогда почему все это может происходить в нашем существе?

Мудрецы поучали: «Наша жизнь – следствие наших мыслей. Она исходит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злою мыслью - страдание неотступно следует за ним, как колесо за ногами вола, влекущего повозку. Наша жизнь – следствие наших мыслей. Она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброю мыслью - радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая». Что не дает каждому страдающему изменить образ мысли от минуса к плюсу, за которыми непременно изменятся действия и поступки (ведь и на самом деле по поступкам и определяется уровень человечности), и жизнь тут же сама автоматически начинает (в этом случае) менять свою полярность?

Вот причины, что не позволяют производить подобных изменений: отрицание всего и вся – то, что называется неверием; у других страдания и беды считаются нормой жизни (ибо страдают все), у некоторых это потому, что виновен весь мир вокруг, творящий для него зло. Таким невозможно открыть глаза, они спящие разумом. Еще Сократ две тысячи лет назад говорил, что на Свете по-настоящему существует только одно зло, и имя его – невежество, и есть только одно благо – знания.

Для того чтобы изменить устоявшийся ход жизни в себе или в людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели и производят их.

Три соблазна мучают людей: похоти тела, гордость и любовь к богатству – от этого все страдания. Без похотей, гордости и корыстолюбия все люди жили бы счастливо. Как же избавиться от этих ужасных болезней? Избавиться от них трудно, главное, потому, что зародыш их – в самой природе нашей. (По всей вероятности, Творцу не нужны были такие счастливцы, которые бы для достижения собственного блаженства и пальцем бы не пошевелили, - этакие сахарные роботы счастья. Мать-Природа абсолютно честно наделила нас полным спектром качеств положительного и отрицательного свойства и, дав свободу выбора, как бы напутствовала: «На, выбирай, что выберешь – так и будешь жить». Все гениальное – просто, нужно просто дойти до этого понимания.) «Как бы ни был малообразован, я могу идти по пути разума. Одно, чего мне нужно бояться, это самомнения. Высший Разум очень прост, но люди не понимают его, потому что думают, что понимают то, чего не понимают» (Лао Цзы).

Почему же подобные истины не доходят до страдающего люда? Потому что многие из нас, как пьяный человек, стоящий на краю пропасти, отвечает глупым смехом и непристойными речами на предостережения людей, желающих удержать его от падения. Так и наш мир, опьяненный разного рода нечистыми вожделениями, насмехается над мудрецами, мечтающими спасти его от грозящей ему участи. Когда в древности народ был несчастен, пророки говорили ему: «Ты забыл Бога, отступил от Божьих путей – иначе несчастье не постигло бы тебя. Ты жил не по вечным законам и не руководствовался ими, а следовал законам лжи, обмана, сознательно не почитал действительности, и теперь ты видишь, что долготерпение природы истощилось».

Все это вполне понятно простым неразвращенным людям. Но в последнее время явились иные, которые природу считают мертвой, а жизнь, данную им, - только для того, чтобы ублажать себя едой, спиртным, похотью. Они даже в открытую говорят, что если все это убрать из их жизни, то тогда зачем жить. Чем возразить? Что ж – слепы разумом и больны душой.

Что же делать всем тем, пусть даже немногим, которые уже «проснулись» и, чувствуя себя частицей Природы, хотят прислушиваться к голосу истины и «мотать на ус» знания, добытые для них тысячелетия назад. Мудрые говорили: «Как только с тобой приключилось то или иное недоразумение - не восклицай в сердцах: «Боже, за что?», а тихо спрашивай: «Боже, что ты хочешь сказать мне этим?».

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление