Очарование Широкого Лога

Юрий Кузьминых

Очарование Широкого Лога

Уже которую неделю продолжается засушливый сезон. Почва настолько пересохла, что случившийся в ночь с пятницы на субботу достаточно сильный ливень не смог ее промочить. Температурный фон, о каком только можно мечтать: после ночных 11—12° в дневные часы воздух прогревается до 23-24 градусов. Листва начинает процесс самоперекрашивания. В целом еще зеленый лес одевается в наряд с легкими багряными блестками.

Оставляем «Калину» у восточной опушки Широкого леса. Когда-то сюда доходила станичная улица. Шло время, в центральную часть Воровсколесской провели газ, и жители западной окраины стали потихоньку оставлять родные пенаты. Сегодня здесь остались буквально считанные дома. На ближайшей к лесу усадьбе по-прежнему продолжает нелегкий «бой» с матушкой-природой семейство Сухоруковых.

Прихватив небольшие рюкзачки с провизией, отправляемся на прогулку в южную правобережную часть балки. Ясно и безветренно, исчезли комары, мошки, клещи – настоящий рай!

На незначительном удалении от опушки происходит смена древесной растительности. Исчезают засухоустойчивые виды клена и дуба, вперемежку с ясенем начинает встречаться граб, а вместо пропавшей подлесковой поросли появляются папоротники. Минут через сорок неторопливой ходьбы достигаем района Кошиных нор. В прошлом тут, в районе родников, обитали дикие представители кошачьих. Сегодня явных следов присутствия животных не осталось, а главным украшением этого участка леса служат несколько песчаниковых обнажений, одно из которых, судя по выцарапанным надписям, довольно часто посещается людьми.

Очарование Широкого Лога

За небольшим выступом-ребром склона открывается еще один родниковый район. Многочисленные выходы подземных вод собираются в нижней части лесного амфитеатра в единую артерию, по глубокой крутосклонной балке устремляющуюся в сторону тальвега Широкого Лога. Место, будь тут каменные завалы, выглядело бы точь-в-точь как Каменный хаос на Стрижаменте. Но и при отсутствии скал сей уголок весьма живописен и вполне может служить комфортабельной площадкой для туристического лагеря. Здесь же впервые появляются отдельные экземпляры бука, который в дальнейшем на пару с грабом вытеснит остальные древесные породы. Своеобразным индикатором грабово-букового леса станет и папоротник: чем больше в верхнем ярусе благородного дерева, тем гуще и выше заросли древнейшего представителя споровых.

Несколько выше и западнее родникового приволья прослеживается полоса древних оползней, известная среди станичников как Лавочки. Преодолев данный природный объект, встречаемся с дорогой. Трудно сказать, когда в последний раз ее использовали по прямому назначению, до того оплыли и заросли ее колеи, но нас она вполне устраивает. На одном из подъемов глазу открывается волшебная картина – преломляясь в кронах бука, на устланную папоротником землю тихо струится сказочный свет…

Очередная достопримечательность Широкого леса также связана с оползневыми процессами. Древние подвижки привели к обособлению отдельных крутосклонных оползневых тел, метко названных воровсколесцами майданами. Из истории известно, что данным термином станичники именовали базарные площади, на которых проводились казачьи сходки (круги). В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля приводится еще одно значение слова «майдан» – возвышенная прогалина среди леса. Действительно, столообразные 50-100-метровые вершины как нельзя лучше подходят под вышеприведенные определения.

Очарование Широкого Лога

От майданов, задержавшись у небольшого озерца-болотца, спускаемся к ручью, преодолеваем его пересохшее русло и по стелящейся левобережьем заросшей дороге поднимаемся в водораздельную часть северной составляющей Широкого леса, по составу растительности разительно отличающаюся от южной (горной). Здесь нет ни папоротников, ни граба с буком. Доминирующими видами среди древесных становятся клен, ясень и дуб, появляется густой кустарниковый подлесок. Узкий длинный гребень, разделяющий балки Широкий Лог и Пристенок, казаки окрестили Стрелкой. По оси Стрелки идем на восток. С затернованных прогалин южного склона горы открываются живописные картины лесных и степных просторов, утопающей в зелени садов станицы Воровсколесской, обрамленной с востока ярко-голубой лентой Большого Ставропольского канала. Особую прелесть природному полотну придают мазки живописца по имени Осень…

Появившаяся из ниоткуда тропка выводит на безлесный восточный склон Стрелки, с которого просматриваются озеро Медяника, Курсавка и далекий силуэт горы Брык, а за спиной остается зеленое очарование Широкого Лога.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление