Окраина

Наталья Буняева

Окраина
Честно говоря, отправляясь на редакционное задание, наша «бригада» не предполагала, что искать улицу придется долго. Мы плутали по закоулкам Октябрьского района, пока не нашли маленький проезд Охотничий. Можно сказать, окраина…

Проезд — это пространство между домами (улица), позволяющее проехать с одной улицы на другую. Куда можно проехать с Охотничьего — вопрос открытый. Свернув с Лесной, тянущейся вдоль лесного массива самого одноэтажного района города, сворачиваем в обозначенный проезд и упираемся в тупик. Причем в тупик окончательный: дальше лес — дороги нет.

Всему этому крошечному участку города больше 50 лет. В 1957 году там появились первые строители: город восстанавливался после войны, народ прибывал, и жизненное пространство нужно было расширять. Тогда никто не думал о каких-то «сверхудобствах»: есть крыша над головой, и хорошо. А то, что нет воды, телефона или канализации… Народ был уверен, что трудности временные.

Оказалось — постоянные. С тех пор в проезде так и не появилось ничего из ожидаемого. Любовь Ивановна, жительница самого крайнего дома, точно помнит, когда там положили асфальт: Когда ее дочке было семь лет. Сейчас 47… Все эти годы единственное удобство — дорожное покрытие, разрушалось. Причем если раньше как-то спасала ливневая канализация, отводя сточные или дождевые воды, то теперь вода идет широкой полосой прямо по улице, затопляя все вокруг. Последние ливни были самые трудные: затопило подвалы, люди тяпками и лопатами сгребали грязь вокруг домов, песка нанесло и мелкого гравия не только на дорогу, но и во дворы, и в огороды.

В 1985 году улица получила водопровод. Асфальт, уже хлипкий к тому времени, разрыли. И проезд, не имеющий даже пешеходной дорожки, превратился в сущее наказание для жителей! С тех пор люди не могут не то что в магазин и на рынок пройти, «скорую» вызвать стало проблемно. Причем живут там в основном пенсионеры. Все — инвалиды. Всю жизнь работали, платили налоги, заработали, казалось бы, на тихую и спокойную старость в этом «медвежьем» углу, но вот поди ж ты… Антонина Михайловна с болью в голосе рассказывала, как умер ее отец, и его четыре дня (!) не могли вывезти на кладбище и похоронить: февраль, все замело, дороги нет, а тут похороны! Смерть близкого человека — дело страшное. Но кто бы хотел, чтобы покойник столько дней стоял в доме? Не по-христиански как-то…

Новые времена принесли «новых русских». Пенсионеры с Охотничьего проезда прямо обижаются: почему на их улице не строят себе дома эти «богатенькие»? Тут хитрые резоны есть: он же, богатый житель, хоть как-то себе дорогу сделает. А значит, и для них тоже, для уставших от такой жизни людей. За каждой буханкой хлеба надо «пилить» на другие улицы, в ларьки, где, соответственно, цены сильно отличаются от рыночных. Тут никакого здоровья не хватит. Да они уже и приспособились: если кто идет за хлебом, покупает не одну буханку, а побольше. Кому-то дети привозят еду и лекарства. Аптеки тут тоже нет поблизости.

Понятно, что за все годы у жителей Охотничьего проезда собралась внушительная переписка с властями. «Мы целые тома написали просьб и жалоб. И что вы думаете? Как выборы, так обещания! Нам тут расписывают нашу будущую жизнь в розовом цвете, но после выборов все остается на своих местах. Ливневки нет, ее нам отрезали. Асфальта нет, канализации нет… Последний раз нам обещали заасфальтировать дорогу в 2005 году. До сих пор едут… Мы эту дорогу засыпаем гравием, привозим его сами, но гравий смывается водой, и все надо начинать сначала». Они прекрасно понимают, что если не восстановят ливневую канализацию, то асфальт можно не укладывать — его попросту смоет дождями».

К чести жителей проезда добавлю, что свою маленькую улицу они содержат в изумительной чистоте: ни бумажки, ни соринки лишней. Они даже лес чистят, хоть теперь это и трудно: повадились незваные гости со своим мусором. Машина может приехать ночью, тайком пробраться в зеленый массив, и новая свалка ждет пенсионеров поутру. К ним же машина за мусором не подъезжает, и все приходится утилизировать, как бог на душу положит. Что-то сжигают, что-то «на задах» огородов закапывают. Их дома сверхаккуратны, все покрашено и побелено.

В общем, такие дела в Охотничьем, названном проездом как в насмешку: тут пройти невозможно, не то что проехать! Люди в шутку называют свою дорогу «гривийкой»…

И еще, кстати, от улицы Лесной в сторону леса отходят множество таких маленьких проездов, где ситуация ничуть не лучше, чем в Охотничьем. Только там народ, видимо, совсем разуверился в значимости всевозможных обещаний, поэтому и молчит.

Фото Юрия Рубинского. 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление