Олицетворение правопорядка

Наталья Ардалина

Ровно 45 лет назад, в мае 1971 года, в Ставропольский городской отдел милиции, который находился на улице Дзержинского, пришел заслуженный художник Корюн Казанчан и представил на суд сотрудников портрет их коллеги - старшины Лозовского.

Портрет работы К.Г. Казанчана хранится в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.
Портрет работы К.Г. Казанчана хранится в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

Пронзительный взгляд голубых глаз, казалось, доходит до самого сердца. Милиционеры сошлись в едином мнении: Владислав Лозовский стал буквально символом правопорядка на Ставрополье.

Хотя изначально он даже не думал о службе в милиции: спокойно работал на мебельной фабрике, был ударником производства. Вот его и порекомендовали от партийной организации для службы в органах внутренних дел. «Ну что ж, раз надо — значит надо», - решил Владислав Станиславович и отправился на новое место работы. Хотя многие из его знакомых не одобряли этот поступок: ведь заработная плата у работника фабрики была значительно выше, чем у милиционера.

Партийная «путевка» в милицию предполагала всего два года службы. Но Владислав Лозовский из тех людей, которые не умеют делать свое дело абы как - уже через несколько месяцев он и здесь стал одним из лучших сотрудников, был командирован в отделение охраны противочумного института. Когда второй год службы подходил к концу, Лозовского выбрали командиром отделения. Так милиция стала делом его жизни.

Противочумный институт сегодня является режимным объектом, в то время строгий пропускной порядок тоже был нормой его функционирования. Даже зная всех сотрудников в лицо, охрана все равно требовала предъявить пропуск. «Однажды случилось настоящее ЧП — из лаборатории сбежала... мышь, - рассказывает Владислав Станиславович. - Руководитель института всех поднял — мышь ведь могла нести в себе опасную заразу».

Территория института немаленькая, поэтому искали «беглянку» и сотрудники, и милиционеры. И, что удивительно, нашли ведь, не удалось серой пропасть с концами.

Владислав Станиславович Лозовский.
Владислав Станиславович Лозовский.

В 1968 году Владислав Лозовский со своими товарищами спас от пьяного дебошира с ружьем его жену и дочь, а заодно и всех соседей. Тогда в отдел милиции поступил вызов на квартирную драку. Приехав на место, стражи порядка обнаружили столпотворение и валящий из окон квартиры дым. Но никто даже не пытался потушить пожар. Оказалось, что хозяин квартиры, перебрав алкоголя, собрал вещи своей семьи и поджег их прямо посреди комнаты. А сам засел у входа с ружьем в руках. И когда кто-то попытался подойти ближе, раздался выстрел. К счастью, никто не пострадал, но смельчаков больше не оказалось.

Мужчина кричал, что никого близко не подпустит, пусть все горит синим пламенем, а жену и дочь он все равно убьет. После очередного выстрела «в никуда» Лозовский в доли секунды оценил ситуацию и, поняв, что у дебошира одноствольное ружье и ему потребуется время на перезарядку, кинулся в дом. Вооруженный преступник оказался крупным, сильным мужчиной. Между ним и милиционером завязалась напряженная борьба, сержанту удалось перехватить ружье, в этот момент подоспели и его товарищи. Но дебошир неожиданно вывернулся из захвата и кинулся к газовому баллону. Несколько мгновений отделяли весь дом от взрыва. К счастью, трагедии удалось избежать, пьяного стрелка скрутили, пожар потушили.

«Я не думал в тот момент, что могу пострадать, - вспоминает Владислав Станиславович. - Понимал, что у меня есть какое-то время, пока он ружье перезарядит, и это время надо использовать». За этот случай Указом Президиума Верховного Совета РСФСР сержант Лозовский был награжден самой высокой милицейской наградой — медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».

А немного позже Лозовского вызвал к себе начальник отдела милиции и предложил стать его «правой рукой» - старшиной отдела. Позже единый городской отдел поделился на районные, старшина остался в Ленинском.

В архиве милиционера — огромное количество грамот и благодарностей.
В архиве милиционера — огромное количество грамот и благодарностей.

Однажды, возвращаясь с обеда на службу, Владислав Станиславович увидел впереди «Москвич», который «кидало» из стороны в сторону. Встречные автомобили еле уворачивались от него. Лозовский понял, что за рулем пьяный. Поймав момент, когда «Москвич» остановился, старшина подбежал к нему и потребовал от водителя выйти и предъявить документы. Но тот неожиданно нажал на газ, двинувшись прямо на милиционера. Старшина упал на капот автомобиля и схватился за «дворники», а водитель упорно разгонялся. Свидетелем разыгравшийся сцены стал сотрудник Октябрьского РОВД, он начал преследовать автомобиль. Ему удалось перегородить дорогу собственной машиной и тяжелым грузовиком, только тогда удалось остановить «Москвич». Оказалось, что за рулем был студент одного из городских профтехучилищ, который, выпив на двоих с другом литр самогонки, «позаимствовал» автомобиль у родителей. И снова Лозовский вспоминает: «Я не думал, что могу пострадать, главное в тот момент было — остановить пьяного водителя, чтобы он не наделал бед».

В 1971 году в Ставрополе было решено написать серию портретов людей самых разных профессий. Олицетворением правопорядка коллеги единодушно предложили выбрать Лозовского. В течение месяца старший сержант, как на службу, ходил в студию художника, позировал по нескольку часов в день. А затем принес готовый портрет на суд милиционеров. Сегодня картина хранится в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, в последний раз она выставлялась около полугода назад на юбилейной выставке Корюна Казанчана. Глядя на портрет, понимаешь, что именно так и должен выглядеть настоящий страж порядка: собранный, строгий и справедливый, уверенный в своих силах и способный предотвратить любую беду.

художник, полиция

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление