Он был убежден, что музыка необходима людям, особенно в трудные времена

Ольга Метёлкина

9 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения заслуженного работника культуры России Даниила Абелевича Осиновского

В душе еще совсем свежи воспоминания о нем – создателе и руководителе городского концертного духового оркестра, военном дирижере - в более отдаленном прошлом. В памяти возникают ностальгические образы: лето, старый парк, играет духовой оркестр, на небольшой площадке под знакомую с детства мелодию кружатся пары… Ставропольцы старшего поколения очень любили танцевальные вечера в сопровождении духового оркестра, программы которых составлял сам Даниил Осиновский.

Он был неотделим от культурной жизни Ставрополя более полувека. В наш город Даниил Абелевич приехал, будучи опытным военным дирижером, немало прослужившим в различных армейских гарнизонах. Когда-то давно он рассказывал историю своего музыкального становления, а я удивлялась, сколь настойчиво судьба направляла мальчика из довоенного Днепропетровска к его истинному призванию. В рабочей семье Осиновских не было музыкантов, хотя отец, зарабатывавший на жизнь трудом мастера-краснодеревщика, в свободное время изготавливал гитары и сам хорошо играл на инструменте. Неудивительно, что дети в семье Осиновских тоже тянулись к музыке. Соседи искренне удивлялись, зачем родители, жившие предельно скромно, даже по советским меркам, решили купить ребятишкам пианино. Время расставило всё по своим местам…

Даниил Абелевич не очень любил вспоминать о том, как началась война, об эвакуации на Северный Кавказ. Страшные события Великой Отечественной не обошли стороной, наверное, ни одну советскую семью и, так или иначе, отразились на судьбах миллионов людей. Но даже тогда провидение не оставило талантливого мальчика, в котором жила музыка. Четырнадцатилетний сын полка Даниил Осиновский был принят в школу музыкальных воспитанников, вывезенную из Ростова-на-Дону. С того момента для него началась совершенно новая жизнь, в которой было всё то, к чему лежала душа. Музыка и военная дисциплина – казалось бы, явления несовместимые и где-то даже противоречащие друг другу. Однако нет - выработанные в юности волевые качества помогли сформировать Даниилу Осиновскому настоящий мужской характер.

- После окончания школы я был направлен в Москву, - рассказывал мне Даниил Абелевич. - Потом служил срочную службу. А в 1948 году поступил на военный факультет Московской государственной консерватории. Нас учили великолепные музыканты. В это время был пик так называемых «ждановских» постановлений, в результате которых к нам на факультет оказались «сосланы» лучшие кадры не только Советского Союза, но и мирового масштаба.

Педагогами, которые преподавали на факультете и которых Осиновский вспоминал с великой благодарностью и почтением, были Израиль Нестьев, Лев Абрамович Мазель, Виссарион Шебалин, Николай Иванов-Радкевич и другие известные музыковеды и композиторы. А когда выпускник консерватории Даниил Осиновский предстал перед членами государственной аттестационной комиссии, ее председателем был великий Дмитрий Шостакович, а его заместителем - Вано Мурадели. Неудивительно, что спустя много лет, будучи дирижером муниципального концертного духового оркестра, Даниил Абелевич создал со своим коллективом цикл программ, посвященных выдающимся советским композиторам, и в них звучали произведения его знаменитых учителей…

Молодому выпускнику военного факультета выпал шанс оценить все тяготы армейской службы. Достаточно сказать, что он служил в должности военного дирижера в Северном военном округе, почти на Соловках. Это была хорошая школа для начинающего специалиста. Пройдя ее, Даниил Абелевич последующие места службы не воспринимал уже такими суровыми, даже забытый богом секретный Плисецкий полигон, куда он был направлен в середине 50-х годов прошлого века. Постепенно места службы «сдвигались» в южном направлении, пока, наконец, в 1964 году Даниилу Осиновскому не поступил приказ – прибыть в Ставрополь и заступить на должность военного дирижера духового оркестра училища связи, продолжавшего традиции расформированного ранее в краевом центре Суворовского училища.

Он в полной мере раскрыл потенциал музыкантов и за 14 лет значительно поднял профессиональный уровень коллектива. Параллельно Даниил Осиновский был гарнизонным военным дирижером, много лет руководил краевыми марш-парадами духовых оркестров, которые ежегодно объединяли до 2500 участников. А еще Даниил Абелевич очень плодотворно занимался композиторским творчеством. Когда пять лет назад на сцене Ставропольской государственной филармонии он отмечал своё 85-летие с дирижерской палочкой в руках, многие слушатели были приятно удивлены разнообразием жанров и количеством произведений, созданных Даниилом Осиновским – композитором. В своё время он писал армейские марши и песни, музыку для постановок курсантского драмкружка в училище связи и для спектаклей краевого драмтеатра имени М. Лермонтова. Его произведения звучали в исполнении симфонических оркестров в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Нальчике.

Предтечей концертного духового оркестра, который сегодня носит имя Даниила Осиновского, был коллектив, созданный им еще в середине 80-х годов в открывшемся тогда Дворце культуры и спорта профсоюзов. Музыканты не только выступали в Ставрополе, но даже гастролировали по районам края. Перестроечные пертурбации на некоторое время прервали его деятельность, но через несколько лет она возобновилась, благодаря настойчивости Даниила Абелевича, убежденного в том, что музыка нужна, просто необходима людям, особенно в трудные времена, которые наша страна переживала в конце 80-х и начале 90-х годов. Он встретил понимание в администрации Ставрополя. Тогдашний глава города Михаил Кузьмин, известный своим позитивным отношением к культуре в целом и ее талантливым подвижникам, в частности, поддержал идею создания муниципального духового оркестра.

Коллектив под руководством Даниила Осиновского очень активно работал. Летом его можно было регулярно слышать на открытых площадках Ставрополя. У горожан разного возраста появилась традиция в выходные дни танцевать в городских парках под духовой оркестр. Кто-то благодаря этой музыке возвращался мысленно в прекрасные годы своей молодости, а кто-то просто учился танцевать вальс. В осенне-зимний сезон оркестр приглашал на тематические концерты в городские залы. И всегда это были грамотно выстроенные и профессионально отточенные программы: будь то вечера, посвященные композиторам прошлого: В. Моцарта, Д. Шостаковича, И. Дунаевского и Б. Мокроусова, А. Бабаджаняна или наших современников А. Пахмутовой и Д. Тухманова. Были и вовсе эксклюзивные программы. Так, шесть лет назад оркестр Д. Осиновского представил слушателям первую часть 13-й симфонии «Бабий Яр» Дмитрия Шостаковича, а также его одноактную оперу «Раёк», подготовленную вместе со студентами факультета искусств Ставропольского государственного университета. Эти произведения редко звучат в исполнении столичных коллективов, а чтобы у нас, в провинции, - и вовсе небывалый случай.

Публика приходила не только послушать хорошую музыку, но и узнать для себя что-то новое, особенно, когда концерты вёл музыковед Александр Иванович Моногаров. Оркестр достойно занимал свою нишу в культурно-просветительском пространстве города. А сам Даниил Абелевич щедро делился своими знаниями, опытом и профессиональной мудростью с коллегами и учениками. Он несколько лет работал в Ставропольском государственном университете (позже - Северо-Кавказский федеральный университет), был профессором кафедры культурологии и искусств.

В ноябре прошлого года Даниил Абелевич Осиновский ушел в мир иной, оставив о себе светлую добрую память, звучащую медью оркестра, который носит его имя.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

 

Читайте так же:

Культурная контрреволюция (интервью Даниила Осиновского).

юбилей, музыка, культура, память, оркестр имени Осиновского, Даниил Осиновский

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости