Они когда-то брали стадионы…

Нина Чечулина

Они когда-то брали стадионы…

Речь о мощном народном движении – челноках. Как утверждает статистика, в него добровольно влились более 10 миллионов человек: учителя, инженеры, ученые. На недавнем, в преддверии профессионального праздника Дня работников торговли, открытии памятника в Екатеринбурге напротив оптового рынка «Таганский ряд», к примеру, в торжественных речах по этому случаю говорили: «Тем, кто не ныл, не жаловался на судьбу, а пошел в рискованный и тяжелый бизнес, и благодаря своему труду, уму, оптимизму…»

Последний нашел явное отражение на жизнерадостных, лучезарно улыбающихся каменных лицах предпринимателей: мужчины и женщины (кстати, число дам в этом самостийном движении доходило до 60 процентов, высшее образование имели три четверти из них) с объемными сумками в руках, знаменитой расцветки в клеточку. В основании памятника – земной шар. Отсюда и напрашивается сравнение со скульптурой «Рабочий и колхозница», принадлежащей прежней – советской эпохе.

Слово «челнок» возникло не сразу, и прототип у него существовал в истории: мешочники начала прошлого века. Как только возникал в стране суровый экономический кризис, появлялись они, чтобы выжить самим, помочь выжить своим семьям. А предприятия, организации в 90-е годы останавливались, зарплату не платили, и в торговле правил бал товарный дефицит, а значит, такое привычное советское понятие, как блат. Оно, правда, постепенно уходило в небытие, благодаря челнокам тоже. Нет, они не думали о производстве, их вела наивная тогда вера в Его Величество Рынок, который расставит все по своим местам «невидимой рукой». И выезжали для его наполнения за границу: ближние к Китаю – в Китай, южане в Польшу, Турцию, северяне в Финляндию. За красиво упакованной едой, современной одеждой, обувью, косметикой, приучая и народонаселение к новому поведению, образцам товаров и другому уровню потребления. А затем все это, параллельно изучая спрос и постигая науку маркетинга на собственном опыте, продавали в том числе на стадионах, в Ставрополе, например, на «Динамо». Помните стойбище палаток, людской улей на беговых дорожках?

Как только движение пошло в гору, тут же образовались его криминальные, жестокие оппоненты. Они предпочитали по-разбойничьи разбираться с челноками либо до поездок, когда у тех были деньги, останавливали на дороге с оружием автобусы и «Газели», либо после, когда они уже были отягощены купленным товаром. Отбирали и то, и другое, порой вместе с жизнью. Сколько погибло челноков в этом противостоянии – статистика умалчивает.

Мою соседку, милую 30-летнюю женщину, жившую челночным бизнесом в начале 90-х, наверное, взяли на заметку такие вот оппоненты. Как-то она в очередной раз вернулась измученная и похудевшая из шоп-тура в Польшу и решила передохнуть. Тривиальные воры вычислили время ее отсутствия и, спустив веревки с крыши на балкон, я такого раньше не видела, варварски ограбили квартиру. Вынесли ценные вещи, ее личные и которые собиралась продавать, украшения, накопленные деньги, в том числе в у.е., она дома благоразумно не хранила. И по тем же веревкам спустились с четвертого этажа и смылись. Их до сих пор не нашли. Потрясенная случившимся, она кардинально сменила место жительства, уехала в Америку, где поныне и находится, приспособилась…

С недавним закрытием общероссийского оптового рынка «Лужники», а многие ставропольцы-челноки его хорошо знали, как и подобный, масштабом гораздо меньше в Пятигорске, наверное, медленно, но верно наступает конец эпохи превалирующего некогда индивидуального вида этой предпринимательской деятельности. Теперь поставки товаров производятся фирмами, нередко имеющими свои широкие торговые сети. А челноки… Первопроходцам рынка нынче ставят памятники. И все – непременно в образе людей с немыслимой просто поклажей. И не только уральцы, еще раньше установили в Белгороде, далеком Благовещенске. В благодарность за их труд и лишения, за то, что и страна, без преувеличения, выстояла в 90-е, в тяжелейший период своей истории.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов